Традиционно, в конце лета многие родители озадачены не только грядущим началом очередного учебного года, но и тем, чем бы помимо школы занять ребенка: отдать в танцы, рисование, музыку или, например, спортивную секцию. Один вопрос, если заботливые родители что-то напутали с выбором направления искусства – помучается бесталанное чадо несколько лет, проверит на прочность учителей, потратит нервы, время, семейные деньги и, в лучшем случае, навсегда возненавидит балет, живопись или классическую музыку…
Совсем другое дело, если ошибка произошла с выбором спортивной секции – ведь здесь замешаны не только личные пристрастия, увлечения, способности, но и такая важная вещь, как здоровье, а порой и жизнь ребенка. О том, все ли могут заниматься спортом, как определиться с выбором секции и что следует знать родителям, отдавая детей в спорт, мы говорили с главным врачом Алтайского краевого врачебно-физкультурного диспансера, заслуженным врачом РФ, д. м. н., профессором, зав кафедрой лечебной физкультуры и спортивной медицины АГМУ Николаем Куропятником.
Ребенок как саженец
– Николай Иванович, что стоит учитывать родителям, желающим отдать ребенка в спорт и стоящим перед выбором той или иной секции?
– Во-первых, у ребенка есть свои взгляды на то, чем он хочет заниматься. Иногда родители навязывают какой-то вид спорта, а потом вынуждены забирать оттуда детей, потому что там у них не все получается. Наша задача помочь в выборе, правильно подсказать: и родителям, и юному спортсмену. Мы его обследуем, тестируем, смотрим уровень его физического развития, изучаем пристрастия, наклонности, спрашиваем, что он хочет.
Обязательно надо посмотреть на ребенка, чтобы помочь ему и, не дай бог, не пропустить какое-то заболевание, являющееся противопоказанием Это физической культурой заниматься все должны – без исключения, без ограничений. А вот спортом заниматься не все должны.
По общепризнанным меркам только 20% россиян могут заниматься спортом, а остальные 80% должны заниматься физической культурой – эта задача поставлена президентом. Почему? Люди должны заниматься физической культурой и заботиться о своем здоровье сами. А наша задача – им помочь. И начинать надо с детишек наших.
– А что может произойти, если ребенку по каким-то причинам нельзя заниматься спортом, а ему разрешили?
– Последствия могут быть самыми непредсказуемыми. За прошлый год у нас произошло 4 несчастных случая со смертельным исходом. Потому, что были допущены вольности на местах в обследовании этих детей. Вольности учителей на уроках физкультуры. Когда, например, у мальчика была спецмедгруппа, а его самовольно определили в основную группу, допустили до занятий на уроке физкультуры, дали нагрузку, он 500 метров пробежал, и умер. У него был порок сердца. Со спецмедгруппой специально подобранными упражнениями ему заниматься можно было и нужно было.
А переводить в основную группу – нельзя категорически. По данным прошлого года, у нас в Алтайском крае 52 тысячи школьников нуждаются в спецмедгруппах. Это очень серьезная проблема, особенно сейчас, когда в школах будут вводить третий час физкультуры – нужен особый контроль над растущими организмами наших детей, чтобы они правильно физически развивались. Ребенок, как саженец – за ним надо ухаживать, его надо лелеять, следить, контролировать, чтобы все было замечательно.
Мы же должны с вами думать о репродуктивной функции девочек и мальчиков – это самое главное, это итог, для этого надо вырастить их здоровыми, красивыми, понимающими, чтобы они осознанно занимались физической культурой и создавали свой образ жизни.
Любой спорт травмоопасен
– Согласитесь, трудно представить, что каждый родитель, желающий отправить своего ребенка в спорт, привез его к вам на предварительную консультацию. Кому на местах, в районах, родители могут показать своих детей?
– Педиатру, во всех районных больницах они осуществляют этот допуск. Кроме того, и мы приезжаем в районы, помогаем, осматриваем детей. Например, врачи набрали «проблемных» ребят, у которых стоит вопрос «можно-нельзя», приезжают наши специалисты и на месте разбираются, подсказывают.
– Не секрет, что профессиональный спорт сопряжен с определенным вредом для здоровья. Что стоит учитывать «на берегу»?
– Каждый вид спорта, травмоопасен по-своему. Но надо понимать, что травматизм бывает в двух случаях: или плохо подготовлен спортсмен или условия проведения соревнования не соответствуют предъявляемым требованиям. Не бывает третьего. Вот поэтому мы должны за этим следить. Что касается спорта высших достижений, да, это запредельные нагрузки, и родители должны помнить и знать, куда и для каких целей они отправляют своего ребенка.
Если его спортивное мастерство растет в соответствии с биологическим законом и его возможностями организма при тренировочном процессе – это замечательно, он достигает нормальной формы. Но за спортом высших достижений мы ведем особое наблюдение, потому что там человек работает на грани своих возможностей. Здесь спортсмена необходимо обследовать как космонавта, необходима особая экспертиза профессионального спорта.
Сегодня их много появилось. Но, что характерно, идет коммерциализация этой сферы. А деньги – не лучший регулятор в спорте. Они – стимулятор, но какой? Тут надо задаться вопросом. Порой получается: сегодня результат, а завтра хоть трава не расти. У нас и такие тенденции есть. И мы это имеем в виду в своей работе.
А родителям хочу сказать: безусловно, если человек серьезно занялся спортом – это укрепляет его дух, это укрепляет его физически, это формирует его характер, этот человек не отдан улице, подворотне, он занят – и это здорово. Это помогает нашим детишкам выйти с улицы, помогает направлять их в то русло, которое необходимо.
Перспектива предсказуема?
– А существует какой-то рейтинг самых опасных видов спорта? Например, вы бы рекомендовали своим близким отдавать детей в бокс?
– Да, есть высокотравматичные, высокоопасные виды спорта, но когда спортсмен технически хорошо подготовлен, тренирован, достаточный уровень профессионализма дает ему возможность долго жить, долго быть в спорте и им заниматься.
- Но ведь не секрет, что многие боксеры по окончании спортивной карьеры страдают от болезни Паркинсона, например?
- Ну, как Мохаммед Али. Но, опять, я вам хочу сказать: то, что касается болезни Паркинсона у него, то я бы не стал бы на 100% относить это чисто к спорту. Никогда. Потому что там очень много генетических предрасположенностей, и таких ситуаций в человеческом организме, когда происходят сбои… поэтому нельзя так говорить. А травмы везде бывают. Вы знаете, никто из нас с вами от травм не застрахован – не только в спорте, но и в жизни бывают такие ситуации. Вы посмотрите, 35 тысяч человек каждый год гибнет на дорогах, это что? Ужас!
Мы в Афгане за 10 лет 13 тысяч убитыми потеряли, так по сегодняшний день оплакиваем. А сегодня каждый год мы целый город стираем с лица земли. А калеки, которые потом приходят к нам в диспансер? Их сколько? С 8 утра до 8 вечера каждый день к нам идут. И мы вынуждены ими заниматься – реабилитировать, разрабатывать, заставлять их физические силы работать на организм.
Основная задача сейчас – заставить людей научиться следить за своим здоровьем, крепить свое здоровье – это очень важное дело. Нам надо вернуться к тому, что было раньше, в советское время, когда в 7 часов утра начиналась гимнастика и под красивую фортепианную музыку мы с удовольствием 15 минут отдавались любимому делу. ГТО было, БГТО было, это правильно было. Вы понимаете? И общение людей, и радость человеческого общения, и встречи, игры – это все помогало нашему здоровью. Это – массовый спорт, массовая физическая культура.
В Алтайском крае на сегодняшний день занимается физкультурой только 15-17%. А кто это? Это наши детишки дают нам эту цифру. Президент поставил задачу – 80%. Значит, нам надо подтягивать все население края, чтобы они могли следить за своим здоровьем, заботиться о нем, думать о том, что собой надо заниматься, себя надо любить, относиться к себе замечательно – тогда все будет хорошо.
А не уповать на больничные листы, лекарства. Лекарства – это только средства чуть помочь организму выйти из болезненного состояния. А дальше надо включить свои резервные емкости. Они есть во всех органах и системах. Их просто надо правильно запустить.
Главное – вдохновить
– Можно ли сразу определить, есть ли смысл ребенку заниматься таким-то видом спорта, или он не достигнет там никаких результатов?
– Я вам приведу интересные цифры. Есть среднероссийская статистика: из 150 человек, принятых в училище олимпийского резерва, только 1 дает результаты, а 149 – нет. Сегодня существуют генетические методы определения, что природа заложила каждому человеку. Тестирование с точностью до 100% позволяет сказать, можно или нельзя заниматься конкретным видом спорта, определить запас прочности и перспективу спортсмена.
Это сейчас делают в спорте высших достижений (в составе сборных России по всем видам спорта) в наших федеральных центрах. Может быть, мы доживем до того, что и в Барнауле это будет делаться. Пока же мы своих спортсменов посылаем на тестирование.
А на самом первом этапе, да, мы подсказываем, каким видом спорта стоит заниматься, ведем контроль за тренировочным процессом, смотрим, прогрессирует или нет ребенок. Мы постоянно всех тестируем: даем им на аппарате нагрузки, смотрим, как они справляются, ведь для каждого спортсмена (в зависимости от разряда) разработана своя программа, чтобы улучшить тренировочный процесс, повысить результаты – все надо выверить, делать правильно.
– Нередко родители, отдавая ребенка в спорт, пытаются реализовать свои амбиции, потешить тщеславие… И просто трагедия, если ребенок вдруг не оправдывает их высоких ожиданий… Что бы вы сказали таким родителям?
– Я бы сказал им, чтобы они очень хорошо подумали, прежде чем делать этот шаг. Они ответственны перед своим ребенком. И мы все должны ребенку подарить счастливую жизнь, доброе здоровье, сделать все, чтобы он вырос хорошим человеком. А самое главное – не навредить. Сохранить у детишек репродуктивное здоровье, укрепить их, чтобы они были «в здоровом теле здоровый дух». Хорошая, здоровая мама – здоровый ребенок – здоровое общество – такой лозунг мы исповедуем.
– Вы сказали, что только 20% может заниматься спортом и 80% должны заниматься физкультурой. Но если в семье это не принято, откуда у ребенка возьмутся здоровые привычки?
– Наша задача с вами очень проста. Мы должны помнить, что такое физическая культура. В мире нет ничего вечного. Вечна только культура: культура питания, культура поведения, физическая культура… И мы можем бесконечно много их называть. Когда мы научим своих детей многим культурам, исчезнет самое главное, как я думаю, – невежество.
Невежество – самое страшное в обществе. Оно порождает все передряги в жизни: межличностные, внутрисемейные, межсемейные, межгосударственные, в мировом масштабе... Мы должны помнить, что мы в мире живем, что каждый – значимый, каждый ребенок – значимый. Как Николай Константинович Рерих писал: падает лепесток розы на землю, а вы знаете, какие потрясения от этого падения в других мирах? И у нас также с вами. Привить нашим детям физическую культуру – большое дело.
А для этого надо, чтобы физкультура не была «обязаловкой». Если ребенок идет на урок физкультуры в школе с удовольствием и ждет его, он там получает разрядку, заряд эмоций и т. д. Но только если она правильно, хорошо спланирована. Как только физкультура является «обязаловкой» – это превращается в трагедию. Не даром говорят: хороший учитель вдохновляет, а плохой – учит. Надо вдохновить детей этой идеей, тогда все получится.