Бесспорно, дети должны иметь возможность получать информацию из всех источников, в том числе из Интернета. И ребячий ум весьма изобретательно ищет и находит информацию. Но порой совсем не ту, которую мы, взрослые, считаем полезной.
Как защитить детей от нежелательного для них контента? Только запрещать – не продуктивно. Во-первых, запреты «подогревают» интерес. А во-вторых, невозможно запретить научно-технический прогресс, с которым современные дети на оочень короткой ноге. К тому же сегодняшним архизанятым родителям бывает крайне сложно уследить, по каким просторам виртуального мира «лазает» их чадо и чего доброго и недоброго там узнаёт.
– В сфере информационной безопасности необходимо по возможности использовать все технические меры, которые помогли бы там, где мы не можем использовать собственное внимание и участие к нашим детям, – считает Андрей БОБРОВ, заместитель начальника управления информационных технологий и связи Алтайского края.
Фильтровать Интернет-ресурсы, отделяя обучающее и полезное от вредного и ненужного, – непреложное правило для образовательных учреждений. К этому их обязывает ряд законов РФ, в частности принятое в конце прошлого года распоряжение правительства РФ №247-р «Концепция информационной безопасности детей». О серьёзном подходе к данной проблеме говорит и тот факт, что с этого года наличие контентной фильтрации является обязательным пунктом приёмки школ к новому учебному году.
– Ещё в 2014 году приказом нашего управления были разработаны типовые правила доступа в Интернет в школьных образовательных организациях, – говорит Евгения ДЮКОВА, начальник сектора информатизации ГУ образования и молодёжной политики Алтайского края. – Алтайским краевым информационно-аналитическим центром в соответствии с приказом Минкомсвязи №161 разработаны методические материалы.
Доступ к нежелательной информации школы перекрывают двумя способами: самостоятельно или прибегая к услугам провайдеров.
– По итогам мониторинга, который мы проводили в 2014 году, показатель информационной безопасности детей, пользующихся Интернетом в школе, был 98,4%, – подчёркивает Евгения Дюкова. – За полтора прошедших года мы, естественно, на месте не стояли, мы работали. Поэтому, думаю, что мониторинг, который проведём в декабре нынешнего года, покажет 100%. Ну, возможно, без одной сотой…
Фильтр течёт!
Делая столь оптимистичный прогноз, представительница регионального Главобразования признаёт, что утечки в системе школьной фильтрации всё же случаются: «И сами дети сообщают о том, что находят нехорошие сайты. И списки не так быстро меняются, что сегодня сайт нашли, а завтра он появился в «чёрных» списках. Но всё же случаи доступа детей к нежелательным сайтам в школах – единичные. Если такое случается, если прокуратура что-то и находит, то, как правило, в тех школах, которые пытаются самостоятельно фильтровать контент, но в полной мере не представляют, как это делать. Например, списки требуется обновлять ежедневно, а они думают: раз поставили фильтр, он будет постоянно работать!».
Прокуратура действительно время от времени «что-то находит». Например, в прошлом году, когда один из провайдеров менял ключ-сертификат, многие школы «проспали» эту ситуацию, и надзорное ведомство зафиксировало 40 случаев доступа школьников к запрещённым сайтам. Буквально недавно – во время выпускных экзаменов в школах – проведённая проверка выявила несколько школ, в сети которых обнаружилось по 3-4 вредных сайта. Однако Алексей КАРТАШОВ, директор ООО «Дианет.ру», являющегося провайдером многих образовательных учреждений края, считает:
– Проблема не в том, что в нашей фильтрации выявляются пробелы. Проблема в том, что есть и административно-хозяйственная сторона жизни школы, а бухгалтерия, директор, завучи должны получать Интернет в полном объёме. Для того чтобы решить эти две разные задачи, нужно, по сути, перестраивать школьные сети, которые создавались более десяти лет назад, и как именно – уже никто не знает. Компании-провайдеры не в силах брать на себя такие расходы. И ещё проблема: мы фильтруем Интернет в школьной сети, а ребёнок сидит за партой и в своем смартфоне получает любую информацию, какую хочет.
Семья в ответе
Все, что касается Интернета в школе, регулируется федеральными законами, другими нормативными актами. А вот общение ребёнка со Всемирной паутиной во внешкольное время не регламентируется ничем. Это уже зона ответственности семьи, повод для настороженности со стороны родителей.
Статистика утверждает: 80% времени ребёнок проводит не в школе, а дома. И если школа в значительной мере ограждает от нежелательной информации, то дома если и пользуются фильтрами и антивирусниками, то в 80% случаев устанавливают их только на одно электронное устройство – чаще на ноутбук или персональный компьютер, в то же время сегодня в семьях имеется и три, и более различных устройств. Более 70% школьников используют для выхода в Интернет несколько различных устройств. Кстати, 80% контента они получают со своих смартфонов, хотя только 10% пользователей (и взрослых, и школьников) ставят защиту на свои смартфоны.
Специалисты по компьютерной безопасности предупреждают: количество вредоносных уникальных объектов растёт невероятными темпами. Например, сотрудники лаборатория Касперского за прошлый год обнаружили больше 4 миллионов вредоносных уникальных объектов (более 11 тысяч в день!), что в 12,4 раза больше, чем в 2014 году.
Но не мал и арсенал защитных средств и устройств. Сегодня есть масса возможностей для родителей оградить своих детей от нежелательного интерент-контента. Также есть масса продуктов с функцией родительского контроля, которые позволяют мониторить практически всё, что касается времяпрепровождения ребёнка: где в данный момент находится, с кем общается, какие сайты посещает. Можно просматривать его sms-ки, ограничивать по времени работу за компьютером… Кого-то пугает тотальный родительский контроль? Однако отсутствие контроля за тем, что делает ребёнок в инете и с кем общается в соцсетях, представляет гораздо большую и вполне реальную угрозу. В кибернетической сфере количество преступлений против детства растёт: несовершеннолетних заманивают в секты, крадут, подталкивают к суицидам, приобщают к порнографии…Статистика говорит о том, что каждый пятый подросток имел неприятности из-за рисков в виртуальной реальности.
Мнение власти:
Евгения ДЮКОВА, начальник сектора информатизации ГУ образования и молодёжной политики Алтайского края:
– В 2014 году мы попытались организовать систему централизованной контентной фильтрации. Техническая возможность для этого есть у более чем 600 образовательных организаций края. На сегодняшний день успешно работают с этой системой такие провайдеры, как Телеком, Дианет, Милеком. Сейчас централизованной системой фильтрации Интернет-ресурсов пользуются более 100 образовательных учреждений края. В прошлом году была проверена одна из этих пилотных школ. Через школьную сеть попытались зайти на разные сайты, которые не значились в списках разрешённых, и выяснили, что сделать это невозможно. Значит, система работает надёжно.
Мнение эксперта
Искандер БАЛУБАЕВ, генеральный директор Центра лицензионного программного обеспечения:
– Я часто общаюсь с родителями, которые считают, что защитные устройства очень дорогие. «Да, – говорят они, – ребёнок мне дорог, я хочу его защитить от опасности. Но не готов платить за это десятки тысяч рублей». Однако на самом деле такая защита стоит не десятки тысяч, а порядка 900 рублей. Причём есть возможность к ней подключить не одно, а несколько устройств одного типа через личный кабинет на целый год. Разве это дорого для безопасности самого дорогого, что есть у нас, – наших детей? К сожалению, сегодня родители мало осведомлены о том, какие инструменты и средства компьютерной безопасности существуют. И ошибочно считают, что они слишком много стоят.
Кстати:
Родителям, которые беспокоятся о компьютерной безопасности своих детей, советуем посетить информационный портал https://edu22.info.