Примерное время чтения: 8 минут
430

Собственник - всему голова. Эксперт о недостатках программы капремонта

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. "АиФ-Алтай" 10/05/2017
К формированию программы у граждан немало вопросов.
К формированию программы у граждан немало вопросов. / Игорь Харитонов / АиФ

Долгосрочная программа капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) перешагнула трёхлетний рубеж, а некоторые собственники жилья до сих пор не понимают «тонкостей» её реализации.

Как показывает редакционная практика, значительная часть этого непонимания связана с планируемыми сроками ремонта конкретных домов и видами работ.

Вот, к примеру, одно из недавних обращений. Валентина Анатольевна П. и ряд её соседей по дому №108 на Павловском тракте (Барнаул), который месяц не могут понять, почему их «отдельной строкой» обязали заплатить за капитальный ремонт лифтов, если они ежемесячно с 2014 г. платят за капремонт общего имущества, в т. ч. и лифтов? В УК с прошлого сентября им объясняли, что эти подъёмные механизмы больше ждать не могут – их 25-летний срок службы (после последнего ремонта) истёк. «Но почему же с учётом этого обстоятельства 12-подъездный дом 1984 года постройки включили не в план ремонта на 2016 год, а куда-то на 2019-2023 годы?», – недоумевают жильцы. А потом и вовсе сроки капремонта этой многоэтажки непонятным образом «перенеслись» на период 2026-2028 годов!

И уж как недоумевают другие собственники, найдя на сайте Регоператора свой дом, где планируется отремонтировать несуществующие лифты! Неудивительно, что у людей порой возникает раздражительный вопрос: да что же это за программа такая?!

Самая большая проблема

– Да, к формированию программы у граждан немало вопросов, – соглашается заместитель генерального директора НО Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Сергей БУНИН. – К нам тоже поступают такие обращения, хотя Регоператор не имеет никакого отношения ни к её составлению, ни к её актуализации. Консолидированная региональная программа капремонта МКД формируется Министерством строительства, транспорта, жилищного хозяйства края исключительно на основе муниципальных программ, подготовка которых – компетенция органов местного самоуправления.

Так что же, муниципалитеты «спустя рукава» отнеслись к формированию программы и некритически составляют краткосрочные планы капремонта?

– Я бы не стал так ставить вопрос, – качает головой Сергей Станиславович.– Для корректного составления программы нужны верные исходные данные, их отсутствие – самая большая проблема. У каждого строения должен быть технический паспорт, в котором описаны все его технические характеристики: материалы, из которых он построен, этажность, наличие подвала и чердака, тип крыши, наличие инженерных коммуникаций и т. п. Но такой документации в подавляющем числе многоквартирных домов на территории края нет, и это большинство приближается к ста процентам!

Это при том, что полная инвентаризация МКД должна была быть закончена, если не ошибаюсь, в 2012 году; причём речь шла о создании электронных паспортов домов. И техпаспорта – не ответственность муниципалитета, а ответственность собственников жилья. Это они в первую очередь должны знать, каким имуществом обладают и каковы у него технические характеристики. А собственники не хотят оформлять паспорта, так как эта услуга платная.

Решение – на поверхности

По большому счёту выходит, что в настоящее время муниципалитеты в краткосрочные планы капитального ремонта включают дома практически по собственному усмотрению. Правда, по определённой методике. Администрация муниципального образования создаёт комиссию, которая порой даже визуально определяет, в каком МКД ремонт определённо не следует откладывать. Хотя для того, чтобы оценить состояние дома, по-хорошему нужна специализация, инструментальный контроль.

– Задача Регоператора прямолинейна – исполнение утверждённой программы в соответствии с краткосрочными планами, – поясняет наш собеседник. – И не полная или не точная исходная информация её усложняет. Для ремонта любого дома в первую очередь нужна проектно-сметная документация. Нередко привлечённые нами для этого специалисты приходят на объект и обнаруживают, что и заложенные виды работ не соответствуют действительности (в программе, допустим, ремонт плоской крыши, а она скатная), и указанные площади не совпадают с реальными, и материалы стен/перекрытий другие… Вот если бы собственники жилья в МКД все взялись и дисциплинированно оформили необходимую документацию, это был бы прорыв в формировании краткосрочных программ капремонта, и в их выполнении.

Разумеется, Регоператор, «подходя» к ремонту дома, означенного в краткосрочной программе, не будет заказывать подрядчику «ошибочные» работы.

– С собственниками в обязательном порядке согласуются виды и стоимость ремонта, а также срок его выполнения. Только после этого на объект выходит подрядчик, – подчёркивает Бунин. – И он не уходит до тех пор, пока не будет подписан акт о приёмке работ, в котором «виза» представителя собственников, уполномоченного общим собранием, обязательна. Регоператор не рассчитывается с подрядчиком до тех пор, пока его разногласия с собственниками – если они есть – не будут полностью урегулированы.

К сожалению, коллективное осознание квартировладельцев ответственности за их общее имущество пробуждается медленно. Порой жители одного дома не могут договориться между собой об элементарных вещах, а ведь вопрос капитального ремонта собственного дома требует к себе очень серьёзного отношения.

Кстати

В базе данных Регионального оператора для начисления взносов в фонд капитального ремонта содержатся сведения по 367 562 лицевым счетам. По состоянию на 31.12.2016 г. в фонд с начала реализации краевой программы перечислено 1 626, 4 млн рублей.

Собираемость вносов в 2016 году составила 87,2%.

Регоператор ведёт серьёзную претензионно-исковую работу в отношении должников. Злостные неплательщики вынуждены не только погашать свои долги, но и оплачивать пеню, насчитанную за время просрочки платежа, а также нести дополнительные расходы по оплате госпошлины и иных судебных расходов.

Актуализация важна

Ежегодно программа капремонта МКД подлежит актуализации. Теоретически у собственников определённого дома есть возможность «приблизить» срок его капремонта – при наличии должной на то аргументации. Заметим, что дома с высокой собираемостью взносов получают преимущество при включении в краткосрочный план.

И, напротив, по решению общего собрания можно отсрочить срок ремонта. Но муниципалитет без согласия собственников перенести ремонт МКД на более поздний срок не вправе! Даже если жильцы этого дома не отличаются высокой дисциплиной по уплате вносов на капремонт.

Если в краткосрочном плане оказываются МКД с невысокой собираемостью, Регоператор отремонтирует их в положенный срок, но должникам по взносам немедленно будут предъявлены исковые требования.

Все разъяснения по программе можно найти на сайте https://fkr22.ru.

К слову

Прокуратура Ленинского района Барнаула защитила жителей десятков много- квартирных домов от завышенных денежных претензий управляющей компании.

В конце прошлого года в районную прокурату «посыпались» многочисленные жалобы территориальных собственников жилья на дополнительное начисление коммунальной платы. УК сочла, что квартировладельцы 74 домов должны доплатить за услуги, оказанные им в ноябре 2011 – феврале 2012 гг., ни много ни мало – более 3,7 млн рублей.

И пояснение имелось: доначисление произведено за холодное водоснабжение и водоотведение в связи с отсутствием на домах в тот момент общедомовых приборов учёта. Но получалось, что жильцов, имеющих индивидуальные водосчётчики, обязали заплатить по нормативу, т.е. фактически больше потреблённого.

Многие люди, конечно, оплатили непредвиденную сумму, но, усомнившись в такой постановке вопроса и опасаясь распространения сей «порочной практики», обратились в прокуратуру. И тот факт, что с самой УК по решению Арбитражного суда должно быть взыскано 14 млн рублей, их почему-то не растрогал…

Как рассказала старший помощник прокурора Ленинского района г. Барнаула Ольга ПОПОВА, проверка показала, что в соответствии с действующим законодательством выставление собственникам любых дополнительных платежей за коммунальные услуги, не оборудованном общедомовым прибором учёта, в настоящий момент не предусмотрено и, как следствие, незаконно. Соответственно, прокурор объявил управляющей организации предостережение о недопустимости выставления дополнительных платежей.

Тем гражданам, кто произвёл такую оплату, была оказана помощь по взысканию необоснованно внесённых денежных средств в судебном порядке. В настоящее время права граждан восстановлены, дополнительные платежи более не выставляются, – констатирует сайт краевой прокуратуры.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах