Примерное время чтения: 6 минут
1751

Реформа с «нажимом». Учителя и родители выступили против реорганизации школ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. "АиФ-Алтай" 22/03/2017
Виталий Колбасин / АиФ

Лучший строительный материал для дорог – благие намерения. Правда, часто они ведут не туда, куда каждому хотелось бы попасть. Здравая идея объединения малокомплектных школ в Алтайском крае получает, порой, воплощения, пугающие учителей и родителей учеников.

В Локтевском районе оптимизацию одной из сельских школ удалось приостановить только после намерения педагогического коллектива объявить голодовку.

Умными и осмотрительными

Оптимизация системы общего образования идёт в крае с 2013 года. В основном происходит присоединение малокомплектных школ к более крупным на правах филиала. Некоторые школы и вовсе закрываются. По информации Минобрнауки региона, из 1133 школ края статус филиала в текущем учебном 2016-2017 году имеют 135 школ, что составляет 12% всей сети общеобразовательных учреждений. При этом декларируется, что по современным образовательным стандартам в крае учится 80% детей, а вот 20%, в основном живущих на селе, не имеют такой возможности.

Региональные власти уверяют, что при оптимизации действуют однозначно в интересах детей и их родителей. Все решения принимаются с учётом мнения жителей, создаются специальные комиссии. И если есть какие-то сомнения, например, затруднена доставка, школы не закрываются.

Но реальная ситуация такова, что оптимизацией довольны не все. И не только потому, что детей родителям приходится возить за 11 километров (на что власти возражают в духе – чего тут такого, в советское время дети ходили в школу за 12 км каждый день), а потому, что в процессе реорганизации чиновники перестают слышать людей.

Из-за многочисленных жалоб в краевом парламенте была создана межведомственная группа, которая должна контролировать порядок проведения и объективность оптимизации образовательной сети Алтайского края. В её состав вошли депутаты АКЗС и представители краевого профсоюза работников народного образования.

На минувшей неделе первый свой выезд рабочая группа совершила в Косихинский район, где Косихинскую школу хотят укрупнить Глушинской школой. В итоге районные власти убедили депутатов, что ситуация в районе рабочая и позитивная.

Инициатива на местах

На ситуацию с недовольством оптимизацией школ вынуждена была отреагировать и региональная исполнительная власть. Которая признала, что отдельные руководители в муниципалитетах затянули процесс по реформированию образования, не смогли создать системную работу, поэтому решают эти вопросы «не по-умному, с нажимом», перекладывая ответственность на краевой уровень. Хотя была дана глобальная общая команда на места: быть умными и осмотрительными.

Примером возможной неосмотрительности является Локтевский район Алтайского края. Там процессы оптимизации школ идут активно, но их результаты и потенциальный итог пугает многих. Самый яркий пример – попытка объединить самую крупную сельскую школу в районе в селе Масалиха с самой крупной городской школой в Горняке. За 28 километров. А также «слить» несколько других школ.

Идея объединения районными властями была озвучена ещё в прошлом году, но «против» выступила Татьяна Вакулина, директор Масальской школы. Тогда с ней расторгли контракт и назначили в школу нового директора. Но против оптимизации выступили почти все учителя и жители села – они полагают, что после объединения зарплата учителей снизится на четверть, качество образования упадёт, дети, особенно в зимний период, не смогут добираться до городской школы, если будет принято решение возить старшеклассников в город. Да и само объединение большой, самодостаточной школы не с ближними сельскими образовательными учреждениями, а с городской школой выглядело в глазах сельчан абсурдом.

В начале февраля была создана районная комиссия по оптимизации Масальской школы, которая провела уже два заседания, но остановить объединение удалось только после угрозы учителей выйти на голодовку.

Сейчас, по словам Татьяны ВАКУЛИНОЙ, школу на время оставили в покое. Филиалом её делать пока не будут, хотя попытки забрать в город бухгалтерию образовательного учреждения продолжаются.

«Что касается других школ – то издевательства продолжаются. Кировскую школу, большую Успенскую школу делают сейчас филиалом городской школы №2, – говорит Татьяна Вакулина. – В состав комиссии, которая должна учитывать мнение людей, входит 15 человек – 10 представителей администрации и 5 педагогических работников. В итоге на заседаниях принимаются те решения, которые нужны администрации».

Не для сведения счётов

Пока в Масальской школе не знают, как остановить передачу бухгалтерии в район. По закону образовательное учреждение имеет право само регулировать свою финансовую деятельность. Раньше это позволяло сэкономленный фонд оплаты труда направлять на премирование учителей. После передачи финансов в район о премиях, вероятно, придётся забыть. При этом, по словам бывшего директора, власть пыталась заткнуть рот учителям по поводу зарплаты, натравив на них сельчан – рассказав, как много те получают. Но жители Масалихи на провокацию не поддались – их больше интересует не зарплата педагогов, а качество образования, которое при реорганизациях часто страдает. Получают учителя в селе на самом деле немного – без высшей профессиональной категории, со стандартными 18 учебными часами в неделю выходит около 13 тыс. рублей. Средняя по школе зарплата в 18200 рублей выходит за счёт того, что 8 из 20 педагогических работников имеют высшую категорию, ведут по 28 учебных часов в неделю, плюс классное руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетами, и получают чуть больше 20 тыс. рублей в месяц. При этом у всех зарплата не повышалась с 2013 года.

– Сама по себе оптимизация школ – дело правильное – считает Татьяна Вакулина, – но только если решения принимаются разумные. Если в школе учится 20-25 детей, а у нас такие школы в районе есть, и она при этом средняя – то это неправильно. Малокомплектные школы, где обучается до 50 учеников, должны объединяться. Как наша Николаевская школа, где 24 человека. Или Золотухинская. А школы, где больше ста детей, оптимизировать через объединение неразумно. К нашей Масальской школе со 166 учениками можно присоединить школу во Второй Каменке с 59 учениками – это ближе и понятнее. А вот присоединение самой большой сельской школы к самой большой городской школе непонятно.

От необдуманной оптимизации школы лихорадит. Иногда она используется для сведения личных счётов с директором. При этом разрушается образовательный процесс, страдают учителя, подвергаются опасности ученики, которые могут не сдать нормально экзамены.

Красивые цифры оптимизированных школ и сэкономленных на этом бюджетных денег могут радовать. Но, вероятно, важнее не сиюминутная выгода, а результат в виде качества и уровня образования будущих поколений края. В таком деле с отдалёнными и длительными последствиями как школа, всевозможные эксцессы исполнителей должны быть максимально исключены.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах