Недавно в публичном пространстве первый секретарь крайкома КПРФ Мария Прусакова заявила, что в селе Масальском многие жители готовы были объявить голодовку, дабы не допустить превращения родной школы в филиал городской.
Ей немедленно парировал депутат Заксобрания из Локтевского района: «Масальская школа прошла реогранизацию на «ура», никто там не пострадал» (о ситуации вокруг этой школы см. «АиФ-Алтай», 2017 г., № 5, «Оптимизация с подвохом» и № 12, «Сейчас важно услышать всех», – ред .). Если уж у двух политиков, коллег-парламентариев, такие «разночтения» по одному вопросу, то что уж говорить о людях «на земле», которых затрагивает процесс оптимизации школьных и дошкольных учреждений?
Спрос – с муниципалитетов
По информации министра образования и науки Алтайского края Александра Жидких, на сегодняшний день в статусе филиалов работают 152 школы (всего их у нас 1150, – ред .). А только в этом году планируется преобразовать порядка 250 школ! В двадцати пяти муниципалитетах все решения по этому поводу уже приняты, запущена процедура присоединения почти 120 школ.
Как пояснил министр депутатам Заксобрания во время Правительственного часа, прошедшего в конце мая, принятие решений о ликвидации и реорганизации образовательных организаций относится к компетенции органов местного самоуправления. И план оптимизации образовательной сети формируется в муниципалитетах. В каждом из них определяется целесообразность мероприятий с учётом имеющихся условий и проблем, а также потенциальных возможностей для детей и педагогов. Для этого местные власти должны создать комиссию по оценке последствий принятия решения по каждому планируемому изменению; тщательно изучить демографическую ситуацию и составить прогноз потребностей в образовательных услугах в территориальной доступности и возможных социальных рисков. Решение о реорганизации учредитель образовательной организации может принять только на основании положительного заключения этой комиссии.
Поспешишь – народ разозлишь
Но сколько бы краевые верха не кивали на муниципалитеты (им, мол, самим решать), маловероятно, что тут обошлось без «директивы». И не только потому, что в марте один муниципальный чиновник в сюжете краевого телевидения простодушно признался, что реорганизация затеяна для всех учреждений, в их районе из 18 школ-юрлиц должно остаться всего шесть.
Александр Жидких признал, что проведение оптимизации в ряде районов вызвало серьёзную напряжённость в коллективах, среди родителей, жителей населённых пунктов. Так, сложная ситуация наблюдается в Курьинском, Каменском, Кулундинском, Красногорском, Локтевском, Немецком национальном, Солонешенском, Поспелихинском, Ребрихинском, Солтонском, Троицком, Хабарском районах.
По мнению Минобрнауки, проблемы чаще всего связаны с неготовностью руководителей учреждений к переменам, недостатком разъяснительной работы, отсутствием опыта работы в новых условиях, ошибками в выборе вариантов конкретных преобразований, несогласованностью с руководителями образовательных организаций планов и несвоевременностью принятия решений (!? – ред .).
«Неумных указаний не давали»
Увы, разъяснительная работа никогда не была сильной стороной наших «ответственных лиц», на каком бы уровне они ни работали. Тем более предварительная, а не постфактум. И неудивительно, что педагогические коллективы школ, превращающихся из самостоятельных учреждений в филиалы, из средних – в основную или из основной в начальную, беспокоятся за свою будущность. И что родители учеников волнуются. И что местные жители переживают, что понижение статуса их родной школы – не последний этап в «оптимизации образовательной сети»…
И, на наш взгляд, в этом процессе есть то, что вообще довольно сложно объяснить. Благодаря чему, собственно, повысится качество образования в школе-филиале Х, из которой «пропадут» свой директор и бухгалтер, а ученики и преподаватели останутся на месте? В феврале в ходе он-лайн форума на офсайте региона Александр Жидких пояснил следующее: «Укрупнение образовательных организаций обеспечивает условия для достижения более высокого качества образования за счёт единства образовательной программы, требований, методик и педагогических технологий, а также посредством использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов одного юридического лица.
Среди явных «плюсов» – обеспечение преемственности между уровнями образования, преодоление замкнутости образовательного пространства, преподавание предметов высококвалифицированными специалистами, совместное использование материально-технических и иных ресурсов».
Что это на практике? Выездные уроки «филиальщиков», «вахтовая» работа учителей-предметников базовой школы; курсирование между филиалами логопедов, психологов, дефектологов, которых будто бы могут позволить иметь в штате крупные образовательные учреждения? Если у чиновников от образования есть понимание этого, если в каких-то районах края уже есть видимые позитивные результаты такой оптимизации, это нужно активнее транслировать педагогам и родителям школьников на местах, где волна реогранизации только поднимается. А чиновникам на местах нужно напомнить слова губернатора края Александра Карлина , сказанные им на одном из мартовских «Медиалогов» в связи с оптимизацией системы образования: «Мы неумных указаний никому не давали. Другое дело, что кто-то не может работать».
Кстати
В крае в настоящее время функционируют 924 детских сада. В 11 муниципальных образованиях работают 16 опорных садов, имеющих в составе 40 филиалов. В 38 районах созданы 136 школ-детских садов. В обозримом будущем планируется укрупнение трёхсот детсадов, которые продолжат работу в составе общеобразовательных организаций или статусе филиалов.
Мнение власти
Заместитель Председателя Правительства Алтайского края Надежда Капура:
– Реорганизация школ сегодня на контроле не только Министерства образования, но и правительства. Мы внутри этого процесса, постоянно ведём диалог с муниципалитетами, участвуем в принятии решений, в том числе с представительными органами на местах… Если где-то возникает проблема, мы вместе с органами местного самоуправления, руководителями муниципальных органов управления образованием, депутатами, администрациями образовательных учреждений, общественностью рассматриваем её со всех сторон. Пытаемся стороны примирить, найти согласованное, взвешенное решение, а уж потом выносить его на суд представительного органа, чтобы оно получило законодательную форму.
Тема реорганизации нам ясна и понятна. Хочу акцентировать внимание, что это делается во имя детей, во благо детей. При принятии того или иного управленческого решения мы исходим в первую очередь из их интересов, но во главу угла также ставятся и интересы педагогов, их защищённость, уровень заработной платы.
Подчеркну ещё раз: реорганизация школ проводится в интересах детей, их безопасности, и направлена на повышение качества образования. Всё-таки для Алтайского края уровень образования 70% и ниже – недостойно, мы должны иметь гораздо более высокий.
Мнение депутата
Руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Приб:
– Главная цель, которую ставит Министерство, – достойное образование во всех школах Алтайского края, и к реорганизации в каждом районе нужно подходить предметно. Рабочая группа, членами которой стали депутаты нашей фракции, педагоги со стажем, бывшие директора школ с большим опытом работы и знанием проблематики сельских школ, изучила процесс в ряде территорий, где он проходил конфликтно. Члены группы выезжали на места, встречались с главами, учителями, родительскими комитетами, отдельными родителями, получали обратную связь от сельских сходов. В ряде районов все вопросы были сняты, в отдельных случаях было порекомендовано разработать новые проекты создания филиальной сети. В любом случае, эта тема еще долго будет находиться на депутатском контроле, мы будем сопровождать это направление.