Очередь в детсады района такая «хвостатая», что пока подойдет черед ее Максимки, он не то что из подгузников, из коротких штанишек вырасти успеет… Детсадовская тема не нова.
Но с конца прошлого года она приобрела дополнительную актуальность в нашем регионе. Стали ходить упорные слухи, что проблема очередей в детские сады Барнаула может быть решена за счет закрытия ясельных групп.
Дескать, благодаря такой «экономии» чиновники от образования постараются выполнить требования президентского Указа №599 о 100%-м обеспечении местами в дошкольных учреждениях детей с 3 до 7 лет.
Плач «ползунков»
Согласно данным городской администрации Барнаула, на очереди в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (их в краевой столице 157) стоят 26 тыс. 640 детей в возрасте от 0 лет, из них 5493 — в возрасте от 3 лет.
В крае число очередников в дошкольные учреждения, согласно официальной статистике, – около 40 тысяч.
По данным Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, только в Барнауле насчитывается около 300 ясельных групп, наполняемость и количество которых определяются муниципалитетами.
Цифры красноречивее любых слов убеждают: острее всего стоит вопрос об обеспечении местами в дошкольных учреждениях детей именно ясельного возраста.
Интерес их родителей, средний возраст которых 24-27 лет, вполне понятен: самое время активно работать, «двигать» карьеру, обеспечивать материальное благополучие семьи!
Потому так остро воспринимается ими любые имеющие место или вымышленные «сарафанным радио» слухи о грядущем сокращении ясельных групп.
В этом свете несколько настораживающе выглядят факты о кадровой ротации, которые сообщили редакции работники некоторых барнаульских МДОУ (по понятным причинам, на условиях анонимности – прим. ред.): воспитатели яслей, особенно имеющие солидный стаж работы, поспешно переходят работать в старшие группы детсадов.
Поиск резервов
Один из немногочисленных комментариев относительно проблемы с яслями Натальи Полосиной, председателя комитета по образованию города Барнаула, заключался в следующем:
– Единственное, что могу сказать, – ясельные группы будут сохранены в детских садах, но указ президента мы будем выполнять.
Не менее туманным кажется и ответ на шквал вопросов от молодых родителей все по той же животрепещущей проблеме, размещенный на сайте городского комитета по образованию.
В нем, в частности, говорится: «…при комплектовании групп на новый 2013/2014 учебный год будут предусмотрены группы для детей в возрасте до трех лет». «Предусмотрены» это как: сохранены в прежнем количестве или все же сокращены, но не до абсолютного нуля?
Возражений нет – указ Президента исполнять нужно. И один из вариантов, который сегодня, кстати, активно используется в крае, – оптимизировать имеющиеся резервы детсадовских помещений.
Например, как сделали это в одном из бийских детсадов: объединили два рядом стоящие здания теплым переходом, все технические службы (хозблок, пищеблок и т. д.) оставили в одном здании, а во втором разместили детские группы.
К тому же теперь, как заверяют сотрудники аппарата Уполномоченного Представителя Президента по СФО, будет оказываться всяческое содействие в вопросе возвращения зданий детских садиков, которые используются не по назначению.
Частный – не случай
Аксиома рынка: если государство не способно удовлетворить потребности народа, свои услуги предложат частные предприниматели. Первый частный детский сад «Апельсин» появился в 2006 году. Сейчас в краевой столице 40 частных дошкольных учреждений.
Содержание ребенка в частном садике на условиях полного дня стоит от 6 до 16,5 тыс. руб. в месяц, что существенно выше оплаты за муниципальный детсад – 1,5 тыс. рублей в месяц (расходы по оставшимся, примерно 6 тыс. рублей, несет городской бюджет).
Многие не видят в частных детских садах серьезной альтернативы муниципальным. Но тенденция к «размножению» частников проглядывается явно: например, тот же «Апельсин» к двум уже имеющимся в городе своим детсадам планирует открыть еще 2-3 новых на две группы каждый.
Нацеливается на открытие двух новых садиков и самый молодой частный детсад Барнаула «Вырастай-ка». И вряд ли будет иначе, пока в Барнауле сохраняются длинные очереди в муниципальные детские сады...
Кстати
В МДОУ Барнаула на полный день ходят 30 тыс. 334 детей, а группы кратковременного пребывания посещают 1 тыс. 848 ребятишек.
Частные детские сады краевой столицы на условиях полного дня посещает около 500 детей, и порядка 1000 маленьких барнаульцев ходят в группы кратковременного пребывания.
Мнение эксперта
Ирина Андреева, администратор сайта Алтайской краевой общественной организации в поддержку семьи, материнства и детства «Мамочки.22»:
– Устройство ребенка в дет- ский сад – самая острая тема из обсуждаемых на форуме. Люди пишут разное. Некоторые утверждают, что будет принят новый закон, по которому ясельные группы вообще ликвидируют, а мамочкам будут выдавать пособие по уходу за ребенком до его трехлетия. Другие уверяют, что в условиях нашего нищего региона такое невозможно, поэтому ясельные группы просто будут тихо мирно сокращены…
Так как четкой позиции властей по этому поводу никто не знает, то люди очень волнуются. Для меня самой эта тема злободневная. Я не уверена, что получу путевку в детский сад на младшего сына, которому в апреле 2 годика и 2 месяца исполнится. Так как пришлось самой сидеть еще и со старшим ребенком, то вышло, что, проработав всего год, я без работы уже шесть лет. Семью обеспечивает только муж…
Некоторые корреспондентки нашего сайта, не дождавшись путевок в детские сады, ищут возможности самостоятельно развивать детей в разных развивающих центрах, кружках и т. д., благо некоторые из них занимаются даже… с трехмесячными младенцами!
Михаи Чугуев, главный федеральный инспектор в Алтайском крае:
– Чтобы построить типовой дет- сад на 300 мест (стоимость места 1 млн рублей в среднем), необходимо в бюджете найти соответственно 300 млн рублей. Даже для таких крупных городов, как Бийск, это нереально!
К тому же нужно найти еще деньги на содержание детских дошкольных учреждений и найти специалистов, которые будут работать в детском саду за те зарплаты, что им платят!
Исполнительская власть на местах, решая такие вопросы, использует все возможные механизмы, которые есть у нее в руках. И динамика в решении данной проблемы в крае есть. Введение же частных детских садов, на мой взгляд, не будет способствовать решению проблемы.
Во-первых, размер платы за место там для многих родителей непосилен. Например, в частном детском саду «Эвалар» за ребенка родители, не работающие на предприятии, платят 15 тысяч рублей, по информации администрации города Бийска. А в муниципальном детском саду оплата 1 800 рублей.
Поэтому те, кто вынужден идти в частный детсад, с городской очереди не снимаются, а ждут, и как только появляется возможность, уходят в муниципальное учреждение.
Как бизнес частные детские сады я не вижу. Ведь бизнес – это прибыль, а в данной сфере высока затратная часть. В том же Рубцовске есть детсад от предприятия «Алтайвагон». Прекрасный! Всюду Интернет и т. д.
Но он затратный, существует за счет предприятия. Да, есть в крае и неведомственные частные детские сады. Вот в Белокурихе одна женщина, которая всю жизнь занималась с детьми, такой открыла.
Здесь есть определенные перспективы. Полпред неоднократно говорил, что нужно разрабатывать систему долгосрочных муниципальных заказов на такие услуги. Например: вы строите, а мы через дотацию гарантированно обеспечиваем вас определенным количеством мест.
В соседнем Новосибирске примеры такого сотрудничества местных властей и частного бизнеса есть.
Пора кричать «Караул»!
Виктория Гальцева, солистка краевого Театра Музкомедии:
– Честное слово, не понимаю, почему это такая проблема для страны – детские сады! Что, у нас так много детей рождается?... А проблема меж тем огромная, впору «Караул!» кричать молодым мамам. Частные детские сады могут себе позволить не все. Те же мамочки-одиночки вряд ли найдут 10-15 тысяч.
А сколько у нас малообеспеченных семей! Для них единственный выход – бюджетные места в муниципальных садиках. К тому же есть много профессий, в которых женщина не может позволить себе не то что годами сидеть с ребенком, но и на несколько месяцев прерывать работу, чтобы не потерять квалификацию, опыт, навыки. Например, актрисы.
Месяц-другой вне сцены – и потребуется долгое время на восстановление, вхождение в репертуар. Я сама по этой причине вышла на работу через месяц после рождения ребенка.
У нас в театре в последнее время много детей родилось. И недавно родившие коллеги-артистки также вынуждены ходить на работу. Слава Богу, если у кого-то бабушки-дедушки есть, готовые посидеть с ребенком.
А те, кто такой благодати лишены, вынуждены приходить на работу в театр с младенцами. Так и растут наши дети – у сцены, за кулисами…
Сколько приходится мыкаться, чтобы желанные путевки в детсад получить, – не перескажешь. И ведь такая ситуация годами длится, уже не одно поколение знает, что такое дефицит мест в детских садах.