Примерное время чтения: 4 минуты
385

Опять заплатит пассажир. Почему повышение цены проезда не улучшит транспорт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Алтай 14/10/2020
Максим Кимерлинг / АиФ

С 1 ноября в Барнауле цены на билеты за наличный расчет в автобусах, троллейбусах, и трамваях вырастут с 23 до 26 рублей, в маршртуных такси - с 25 до 28. Многие горожане выступают категорически против. Они считают, что возмещать все растущие затраты перевозчиков за счет простых граждан недопустимо и необходимо соблюдать баланс экономических и социальных потребностей. В то же время перевозчики считают, что тарифы надо поднимать до 35 рублей, а такое повышение годится только на поддержание штанов. 

Водители уходят в грузоперевозки

Но даже рост на три рубля выходит далеко за пределы инфляции. Рост составит 12–13%. Коснутся изменения и проездных. Например, раньше студенческий проездной стоил 550 рублей, и по нему можно было ездить месяц без ограничений. Теперь он будет стоить 600 рублей, а количество поездок в нем ограничат 50. 

«Между прочим, мы учимся и по субботам, и наши потребности не ограничены только учёбой. А если нужно в спортивную секцию или библиотеку, – задается вопросом второкурсник Николай Шутенков. – Некоторые ребята учатся в вузах, чьи корпуса расположены в разных концах города. Многие едут на учебу и обратно из отдаленных районов с пересадками. Что теперь покупать два проездных?» 

Всем заметна сильная изношенность общественного транспорта. Его состав отъездил уже по три-четыре нормативных срока. По подсчетам перевозчиков, для развития и модернизация цена на проезд должна начинаться от 35 рублей. 

«Нам предлагают самый простой выход из ситуации — отремонтировать за наш счет то, что должно ремонтироваться за счет государства или бизнеса, – считает барнаулец Дмитрий Генералов. – Должен быть создан какой-то специальный фонд. Почему на ремонт дорог ежегодно выделяют миллионы, а на общественный транспорт предлагают скинуться нам?» 

Перевозчики отмечают падение пассажиропотока по итогам девяти месяцев из-за пандемии. Соответственно, упала и выручка. 

«Были моменты, когда не хватало даже на покупку дизельного топлива. Так продолжалось до конца лета, – рассказал директор транспортной компании, обслуживающей четыре маршрута, Роман Арапов. – Несмотря на простой, нужно было платить зарплату, обслуживать транспорт. Благодаря росту тарифов мы надеемся хотя бы какоето время нормально работать. Сейчас рассматриваем вопрос повышения зарплаты сотрудникам. У нас большой дефицит водителей и кондукторов, мы пытаемся их сохранить. Работаем и в целом над улучшением условий труда». 

Недобор кадров — еще одна серьезная проблема отрасли. Если кондуктора еще можно заменить техникой или брать плату за проезд на выходе, то с квалифицированными водителями сложнее. Они уходят в грузоперевозки, экспедиторы, инкассаторы, дорожники — там, где зарплата выше и график удобнее.

Как жить дальше? 

«Пациент скорее мертв». Такая фраза приходит на ум, когда речь заходит о сфере пассажирских перевозок в Барнауле. Транспорт не обновляют, квалификация водителей страдает из-за маленьких зарплат, расписание не соблюдается. В очередной раз латаем дыры повышением тарифа, а народ огрызается. Нужно задействовать федеральные средства, затем краевые, городские, заемные, деньги перевозчиков. И только в конце повышение цены билета, – предлагает исполнительный директор Ассоциации пассажирских перевозок Барнаула Николай Долженко. – А мы опять начали с обратного — с роста тарифа. Сегодня себестоимость проезда намного выше 30 рублей. На пассажира же столько нельзя возлагать». 

Возможно, Барнаул пойдет по пути Томска и постепенно откажется от автобусов большой вместимости в пользу ПАЗиков. Сколько лет еще протянет наш парк техники? Малые автобусы уже заменяют большие на популярных маршрутах: 1, 10, 17, 19, 60-й. Власти города попытались поучаствовать в льготной лизинговой программе в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». Но в этом году Барнаул не попал в число городов, которым обновят транспорт в рамках этой господдержки. Заявки подавали 60 муниципалитетов, из них Минтранс РФ выбрал только 12. В июле Барнаул подал повторную заявку.

Комментарий
Александр Обидин, депутат Барнаульской гордумы: «Повышение слишком большое. Нужно повышать тариф, но постепенно. А не на три рубля сразу. Причем в период пандемии, когда у большинства граждан финансовые проблемы растут как снежный ком. Общественный транспорт – не та сфера, которая должна быть полностью коммерческой. Администрация города должна нести и социальную ответственность. При этом качество оказания транспортных услуг по-прежнему оставляет желать лучшего, сервис комфортнее не стал».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах