С 1 ноября в Барнауле цены на билеты за наличный расчет в автобусах, троллейбусах, и трамваях вырастут с 23 до 26 рублей, в маршртуных такси - с 25 до 28. Многие горожане выступают категорически против. Они считают, что возмещать все растущие затраты перевозчиков за счет простых граждан недопустимо и необходимо соблюдать баланс экономических и социальных потребностей. В то же время перевозчики считают, что тарифы надо поднимать до 35 рублей, а такое повышение годится только на поддержание штанов.
Водители уходят в грузоперевозки
«Между прочим, мы учимся и по субботам, и наши потребности не ограничены только учёбой. А если нужно в спортивную секцию или библиотеку, – задается вопросом второкурсник Николай Шутенков. – Некоторые ребята учатся в вузах, чьи корпуса расположены в разных концах города. Многие едут на учебу и обратно из отдаленных районов с пересадками. Что теперь покупать два проездных?»
Всем заметна сильная изношенность общественного транспорта. Его состав отъездил уже по три-четыре нормативных срока. По подсчетам перевозчиков, для развития и модернизация цена на проезд должна начинаться от 35 рублей.
«Нам предлагают самый простой выход из ситуации — отремонтировать за наш счет то, что должно ремонтироваться за счет государства или бизнеса, – считает барнаулец Дмитрий Генералов. – Должен быть создан какой-то специальный фонд. Почему на ремонт дорог ежегодно выделяют миллионы, а на общественный транспорт предлагают скинуться нам?»
Перевозчики отмечают падение пассажиропотока по итогам девяти месяцев из-за пандемии. Соответственно, упала и выручка.
«Были моменты, когда не хватало даже на покупку дизельного топлива. Так продолжалось до конца лета, – рассказал директор транспортной компании, обслуживающей четыре маршрута, Роман Арапов. – Несмотря на простой, нужно было платить зарплату, обслуживать транспорт. Благодаря росту тарифов мы надеемся хотя бы какоето время нормально работать. Сейчас рассматриваем вопрос повышения зарплаты сотрудникам. У нас большой дефицит водителей и кондукторов, мы пытаемся их сохранить. Работаем и в целом над улучшением условий труда».
Недобор кадров — еще одна серьезная проблема отрасли. Если кондуктора еще можно заменить техникой или брать плату за проезд на выходе, то с квалифицированными водителями сложнее. Они уходят в грузоперевозки, экспедиторы, инкассаторы, дорожники — там, где зарплата выше и график удобнее.
Как жить дальше?
Возможно, Барнаул пойдет по пути Томска и постепенно откажется от автобусов большой вместимости в пользу ПАЗиков. Сколько лет еще протянет наш парк техники? Малые автобусы уже заменяют большие на популярных маршрутах: 1, 10, 17, 19, 60-й. Власти города попытались поучаствовать в льготной лизинговой программе в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». Но в этом году Барнаул не попал в число городов, которым обновят транспорт в рамках этой господдержки. Заявки подавали 60 муниципалитетов, из них Минтранс РФ выбрал только 12. В июле Барнаул подал повторную заявку.