Информация о том, что мост в районе Нового рынка в Барнауле перекроют из-за ремонта, на первом этапе вызвала недоумение горожан. Многие опасались, что реконструкция путепровода приведёт к транспортному коллапсу, но со временем убедились, что особых заторов в центре города нет. Как считают барнаульские историки, мост требовал ремонта еще в 90-х годах, но тогда на это не было ни средств, ни возможностей.
Не выдержал нагрузку
По собранным ими данным, мост в районе нынешнего Нового рынка построили в 1914 году, когда вдоль Барнаула прокладывали железнодорожные пути. Он был предназначен для прохода только гужевых повозок. То есть это было, мягко скажем, не очень практичное и некрепкое сооружение, которое, тем не менее, прослужило долгие годы, соединив две части краевой столицы.
В 50-х годах в условиях развития промышленности, в том числе за счет эвакуированных в Барнаул во время Великой Отечественной войны оборонных предприятий, нагрузка на путепровод выросла в разы. Мощности конструкции оказались на пределе. Мост в то время был рассчитан для движения личного транспорта, но никак не для общественного, потребность в котором была у горожан, так как шло развитие промышленного комплекса в районе ВРЗ и на Восточном.
В начале 50-х годов был разработан проект реконструкции нового путепровода с учётом, что он сможет выдержать выросшую транспортную нагрузку.
В первое время он вполне справлялся с транспортным потоком, который существовал в тот период. Но со временем нагрузка на мост увеличивалась.
«Вероятно, проектировщики в то время не могли предположить, что в городе будет столько личного и общественного автотранспорта. А в 90-х годах путепровод просто перестал выдерживать транспортный поток и уже тогда требовал глобальной реконструкции», – полагают краеведы.
Очередным испытанием для путепровода стал запуск троллейбусов, которые вышли на барнаульские линии в начале 70-х годов, что добавило определённые трудности, в том числе по прокладке электролиний.
«Даже после реконструкции моста водители общественного транспорта считали этот участок «тяжелым». Еще в 90-х нужно было строить новый. Но тогда не было на это ни средств, ни возможностей», – отмечают историки.
Сергей Ужакин, автор книги про Барнаул «Город на песках»:
«Жизнь требовала, чтобы основная транспортная магистраль города вплотную подходила к проходным заводов. На первых порах эта задача была решена предельно просто. Через железнодорожный путепровод на проспекте Ленина сделали пешеходный переход. Заводчане на первом маршруте доезжали до конечной остановки, по техническому мостику совершали переход через железную дорогу, после чего пересаживались в новый вагончик теперь уже третьего маршрута, и тот вез пассажиров до заводов. Но эта схема с пересадкой действовала совсем недолго, по техническому мосту вскоре проложили одиночную «нитку», а потому при встрече трамваи просто пропускали друг друга. В 1958 году линия за выемкой была продлена, и конечная остановка сменила прописку. Она ушла от завода Механических прессов к новому микрорайону Поток. Лишь в 1961 году там, где проспект Ленина упирался в железнодорожную выемку, был сделан полноценный мост, на котором хватало места и трамваям, и автомобилям. В 1962 году трамвайная линия шагнула по прямой и, минуя Северо-Западную, по проспекту Ленина легла до Потока. А тупиковый отрезок на проспекте Калинина от улицы Полевой до Северо-Западной был быстро разобран и вскоре забыт».
Что сделано и что в планах
Подрядная организация уже установила опоры для моста на Новом рынке; далее начнётся сборка нового путепровода. Завершены работы по стыковке труб тепловой сети основных магистралей.
В планах – до зимы выполнить большую часть работ, связанную с опорными частями. Сейчас дорожники ждут поступления из Тюмени металлоконструкции, всего15 тыс. деталей. Первая отгрузка запланирована на третью декаду октября
Напомним, старый путепровод прослужил порядка 60 лет и давно пришёл в аварийное состояние. Мост закрыли для движения транспорта в мае этого года, а после – демонтировали.
Как уверяет подрядная организация, строительство нового моста завершат в конце ноября следующего года. Он станет значительно шире: появятся по три полосы для движения транспорта в обе стороны, две трамвайные линии и широкие тротуары.
Мнения горожан
Елена:
«Проезд через мост на Новом рынке, особенно в час пик, – всегда был огромным испытанием. Стоять в пробках, когда торопишься забрать ребенка из детского сада, мало кому понравится. Надеюсь, после реконструкции проезд будет более оптимальным».
Евгения:
«Из истории моста мне запомнились лебеди, которых изготовил и установил там в 2005 году Валерий Метелица (почетный житель города, заслуженный тренер СССР и России по самбо. – Прим авт.). Он назвал эту скульптуру Андрюшей в честь своего отца. Рада, что они обрели новый дом в Барнаульском зоопарке, что нашлись люди, которые заботятся о них».
Ольга:
«Помню, в молодости приходилось бежать через этот мост, чтобы не опоздать на смену на завод, так как он тогда тоже был на реконструкции. Что ж, пробежка всегда полезна. Сейчас уже на пенсии. Живу на площади Октября, к внукам за мост хожу пешком».