Готовя своих детей к началу новой – школьной – жизни, родители хлопочут о ручках и тетрадках, школьной форме и ранцах… Но не менее важно позаботиться о психологической и физической готовности семилеток к грядущим переменам.
О том, как правильно настроить будущих первоклассников на учёбу, снизить для них риски нервного напряжения в первые месяцы школы, рассказали детские специалисты.
Завтрак обязателен!
Уделить питанию первоклассников особое внимание на пресс-конференции, прошедшей в крайздраве, призвала родителей Марина Колесникова, заведующая центром здоровья для детей при краевой детской клинической больнице.
– Мы с коллегами часто бываем в школах и спрашиваем ребят, кушали ли они утром дома. Почти 65-70% детей этого не делают, – говорит она. – Родители дают им поспать подольше и голодными отправляют в школу, рассчитывая на завтрак в школе. Но ребёнку нужно ещё дойти до школы, донести тяжёлый портфель, высидеть два урока. Тут уж ему не до математики, русского и чтения.
Второе правило – приучите будущего школьника к режиму дня, который формировать нужно уже сейчас, с середины августа. Если ребёнок привык днём спать, не стоит его отучать от этого. Даже если он просто полежит 1-1,5 часа после школы, это будет хорошей психологической разгрузкой. А вообще ребёнок должен спать не менее 8-9 часов в сутки.
Правило третье – ребёнок должен гулять на свежем воздухе как минимум 4 часа в день. Многие считают, что дорога в школу и домой – достаточная прогулка. Медики утверждают: недостаточная!
Правило четвертое – не записывайте первоклассника ещё и в музыкальные, художественные или спортивные школы. Конечно, если он уже занимался там и адаптировался к нагрузкам, то можно и продолжать. Но новичкам стоит заняться дополнительным образованием со 2-3 классов.
Также родителям стоит вспомнить: а все ли прививки проведены ребёнку? Кстати, к 7-летнему возрасту Национальный календарь прививок должен быть выполнен полностью. Те родители, которые считают, что вакцинация – это их личное дело, подвергают опасности своих детей и окружающих, потому что именно среди непривитых детей начинаются вспышки заболеваний.
– В национальный календарь входят не все прививки, которые желательно бы сделать ребёнку, особенно часто болеющему, – говорит Марина Колесникова. – Родители, проконсультировавшись с педиатром, могут поставить дополнительные прививки и защитить своего ребёнка и от бронхитов, и от пневмококка, и от менингококковой инфекции, и от многих других заболеваний.
– Всем нам придётся много работать. И прежде всего с детьми, чтобы они были бережнее и осторожнее к таким одноклассникам, принимали их, их личность, их особенности, – считает руководитель центра детского здоровья.
В школу без стресса
– Родителям нужно выбирать не школу, не программу, а учителя, – убеждена Алла Чуникина, медицинский психолог краевого психоневрологического диспансера для детей. – Тем более что и те, кто будет учиться по традиционной системе, и те, кто пройдёт развивающие программы, закончат 4 класса, научатся читать и писать, сдадут всероссийские проверочные работы и дружно отправятся в 5-й класс практически на одну и ту же программу.
По мнению психолога, желательно, чтобы школа, в которой предстоит учиться ребёнку, была поближе к его дому. Ради учёбы в престижном лицее или гимназии, расположенных на другом конце города, ребёнка рано поднимают, везут по «пробкам», опаздывая на занятия... Это всё для него огромный стресс. К тому же, если ребёнок далеко живёт, то у него, как правило, нет друзей ни в школе, ни во дворе. А ведь это время, когда он должен научиться жить в коллективе, договариваться с товарищами, решать конфликты.
Что должен уметь ребёнок к школе с точки зрения психолога? Рисовать, раскрашивать, лепить, знать свои имя и фамилию, возраст, дату рождения, домашний адрес, страну, в которой живёт, времена года, дни недели, обобщать понятия (например, яблоки и груши – это фрукты, а морковь и лук – это овощи), рассказать небольшой рассказ по картинкам, а, услышав рассказ, пересказать его, назвать главных героев и главную мысль.
– Сейчас нет особых требований, чтобы ребёнок умел читать и писать, – подчёркивает опытный психолог, – но я знаю очень мало детей с сохранным интеллектом, которые не умеют этого до школы. Поэтому если у ребёнка перед школой какие-то проблемы с этими умениями, то родителям стоит обратиться к психоневрологу и с медико-педагогической комиссией подобрать программу попроще.
Движение и дыхание
– К сожалению, 2-3 уроков физкультуры в неделю, которые предлагает система школьного воспитания, – не хватает, потому что потребность движения в семилетнем возрасте гораздо больше, – считает Елена Мельниченко, заведующая вторым отделением спортивной медицины краевого врачебно-физкультурного диспансера.
Врач лечебной физкультуры напомнила о том, что в 7 лет должен уметь делать ребёнок. А должен он уметь ходить (может, это смешно звучит, но сегодня появилась такая проблема), бегать, прыгать, держать равновесие (стоять на одной ножке), прыгать на одной и на другой ноге, иметь навыки работы со скакалкой, мячом.
– Большая проблема – это дыхание, – говорит Елена Владимировна. – Родителям необходимо потренировать ребёнка. Это несложно, если помнить, что все движения, которые расширяют грудную клетку, приходятся на вдох, а обратные движения – это выдох.
Кстати, дыхание важно и для развития речи. Мы говорим так: сначала набираем воздух, а выдыхая его, произносим слова. Если ребёнок торопится сказать, он начинает говорить на вдохе, захлёбывается, появляются запинки в речи. В дальнейшем при психологических стрессах это может выливаться в заикание.
Неплохо, если ребёнок начнёт посещать спортивную секцию, но когда занятия станут чрезмерной нагрузкой, нужно её покинуть. Важно не перегружать ребёнка, чтобы не появились отклонения в его здоровье, которые могут проявиться, как говорят детские врачи, уже к Новому году, а то и к ноябрю. Помните об этом и берегите своих детей, чтобы радоваться их школьным успехам.