Лишь 5-10% алтайских школьников можно назвать абсолютно здоровыми. По данным исследований, за годы учебы в школе с первого по одиннадцатый класс ребенок приобретает множество проблем со зрением, осанкой и пищеварением. Распространенность заболеваний органов зрения за это время увеличивается в 2,5 раза, а развитие сколиоза в 3-4 раза! Мы попытались выяснить, почему это происходит, какие опасности таит образовательный процесс и на что надо обращать внимание родителям, чтобы сохранить здоровье детей.
Долой «быструю еду»!
– Почему во время учебы страдает здоровье школьников? Потому что их организмы еще растут и чрезмерные нагрузки, сопряженные с несоблюдением определенного режима, дают такие плоды, – говорит главный внештатный специалист краевого Управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности по гигиене детей и подростков Людмила Ковова.
Итак, что же страдает в школьные годы, прежде всего?
Пищеварение. Каждый пятый ребенок (198 из 1000) имеет заболевания органов пищеварения.
Совет. Школы сегодня много внимания уделяют здоровому питанию (витаминизации продуктов, выдворению из буфетов вредных продуктов и пр.), модернизация этой сферы проникает даже в сельскую местность. Поэтому все, что за ее пределами – прерогатива родителей. Самые главные враги детского организма – консерванты, содержащиеся в чипсах, китайской лапше и прочих «заварочных» и «быстрых» (супах, картошке), баночных продуктах. А также избыток сладкого и соленого. Такие продукты надо исключить.
В рационе школьника обязательно должны быть фрукты, овощи, крупы (гречка, пшено), молочные продукты (творог, кефир, йогурты, молоко), содержащие кальций, необходимый при формировании скелета, и полноценный белок (рыба и мясо). Понятно, что и родитель за всем не уследит, и ребенок выйдя из школы, запросто купит в ближайшем ларьке чипсы. Но, может, тогда стоит не давать ему 20 рублей на обед, а дать с собой, например, яблоко?
Следим за «посадкой»
Зрение. Проблемы с ним испытывает 183 ребенка из тысячи. Зрительное переутомление от длительного нахождения за компьютером в этом возрасте влечет гораздо более серьезные последствия, чем у взрослых. Мерцающий свет телевизора или экрана компьютера утомляет растущие глаза.
Совет. Родители должны следить за правильно посадкой ребенка во время выполнения домашнего задания. Расстояние от книги до глаз – не менее 20 см (не «носом в страничке»). Нахождение за компьютером и перед телевизором – чем меньше, тем лучше. Просмотра мультфильмов перед сном вполне достаточно. А что касается компьютера, то лишь в старших классах ребенок за ним работает, а в младших – просто играет. Согласитесь, для развлечения немало и других, менее вредных, способов.
Осанка.
Болезни костно-мышечной системы есть у 164 детей из 1000.
Совет. Чтобы не узнать, что это такое, важно следить за правильным положением ребенка во время занятий: ровная спина, правильный упор (ноги стоят, а не болтаются, не висят, не поджаты), подобранная по росту мебель. Рекомендаций тут много, информацию можно найти в школах, в поликлиниках, книгах, Интернете. Просто этим нужно интересоваться, – говорит Людмила Ковова. – Если же проблемы уже есть, необходимо обратиться во врачебно-физкультурный диспансер. Там дадут четкие рекомендации: что делать, как делать, сколько раз в неделю.
Гиподинамия. Серьезная проблема современности. Последствия ее самые разные: от заболеваний костно-мышечной системы до избыточного веса (он, кстати, есть у 14% алтайских школьников).
Совет. Каждому ребенку необходимы правильные дозированные физические нагрузки. И двух уроков физкультуры в неделю очень мало. Если нет возможности отдать в спортивную секцию (не позволяет здоровье или ребенок занимается рисованием, музыкой), надо дать ему возможность достаточно двигаться: гулять, гонять футбол и т.п.
Насыщенная жизнь – плохо?
Переутомление. Часто, родители, из добрых побуждений старающиеся максимально развивать детей, невольно вредят их здоровью. Очень загруженные дети особенно страдают. Когда у ребенка все расписано по часам (пришел из школы, выполнил домашнее задание, пошел в музыкальную школу, где он снова же сидит) – ему просто некогда отдохнуть, поиграть, погонять футбол... Тут страдает и осанка, и зрение, и копится переутомление, – говорит Людмила Ковова.
Совет. Образовательная программа усложняется с каждым годом и как сделать так, чтобы и ребенок отдохнул, и не страдала его успеваемость – вопрос без ответа. Но есть элементарные вещи, которые необходимо соблюдать: спать не менее 8 часов (чем младше, ребенок, тем больше), в начальных классах необходимо после школы организовать и небольшой дневной сон.
Смена сферы деятельности – умственную нагрузку менять на физическую – гулять, гонять мяч во дворе – обязательно, какой бы ни была насыщенной жизнь. Включать в рацион витамины (в осенний и весенний период), а во время переутомления, растущих нагрузок (конец четверти) можно принимать препараты, стимулирующие умственную деятельности (типа глицина) – но только по рекомендации врача.
P. S. Вот мы говорим школа. Несомненно, ребенок очень много времени проводит в школе. Но культура питания, физическая культура должны быть и в семье. Ведь только родитель может посмотреть, сидит ли ребенок 3 часа за компьютером вместо того, чтобы побыть на улице, когда за окном прекрасная погода. В сохранении здоровья ничего «хитрого» нет: рациональное («правильное») питание, нормальная двигательная активность, отсутствием вредных привычек. Главный совет родителям – быть внимательными к своим детям.
Видеть ребенка и слышать, находить на него время, уделять внимание. Прежде всего, должны быть доверительные отношения с ребенком. Чтобы он, зная, что его выслушают, поймут и помогут (а не поругают и обвинят), мог прийти к родителю с любой своей проблемой, – резюмирует Людмила Ковова.