5 ноября на заседании Госсовета красноярский прозаик и публицист Борис Екимов рассказал Владимиру Путину о закрытии школы в алтайском селе Большая Тихая. Он сообщил главе государства, что недавно оттуда уволилась учительница, и теперь дети вынуждены ездить в интернат. В ответ Екимову Путин заметил, что подобные проблемы относятся к компетенции муниципалитетов.
«Времена Филипка прошли»
Екимов признался, что узнал о кризисной ситуации со школой в Алтайском крае из СМИ. Ситуация озадачила публициста.
«Какая-то деревня совсем глухая, в которой нет даже ни телефона, ничего. И не нашли автобуса, который бы ежедневно подвозил их в школу соседнюю. Понятно, что это такое – оторвать от родителей, семилетнего послать. А два человека так и остались дома, не пустили их родители в семь лет. Я вспомнил Толстого. Филипок в школу пришел, ему шесть лет было, и все-таки учитель взял его, посадил, и у него началась учеба. А вот эти ребятишки остались дома. Кто их научит, в том числе и русскому языку?» - обратился к президенту писатель и призвал его и других собравшихся подумать о сельских школах.
В ответ Владимир Путин заявил, что если бы в то время, когда писали про Филипка, все было бы хорошо, революции не случилось бы.
«Да, в советское время все было выстроено по-другому. Я еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что у нас по Конституции, к сожалению, муниципальный уровень власти отделен от государства. Мы взяли на себя обязательства международные, но как-то уж больно рьяно начали их исполнять, и такую норму заложили в основной закон страны. На практике это означает, что первичный уровень здравоохранения, в том числе на селе, оказался фактически отрезанным от областного, краевого и федерального. То же самое абсолютно в образовании происходит. Во всяком случае, так на практике все сложилось. А там, как правило, и денег не хватает ни на то, ни на другое, ни на третье. Или, может быть, и хватает, но тратят на другие цели», - констатировал президент.
Путин добавил, что вопросам, касающихся школ, не государство, а муниципалитеты должны уделять этому значительно больше внимания, чем уделяется сейчас.
Что считает алтайский министр образования
По словам министра образования Алтайского края Максима Костенко, муниципалитеты не брошены один на один со своими проблемами.
«Регион выделяет деньги на зарплаты учителям, ремонт и строительство новых школ, закупку оборудования. В этом году только на зарплаты направлено почти 18 миллиардов рублей. Но главное, что с 1 сентября в крае изменили систему оплаты труда - теперь учительские зарплаты не зависят от количества учеников в классе. При прежнем «подушевом» расчете в первую очередь страдали учителя малокомплектных школ. С переходом на фиксированный оклад их зарплаты выросли на порядок. В большетихинской, например, почти на 8 тысяч рублей. Сегодня учителю здесь готовы платить больше 20 тысяч», - заявил глава краевого минобра.
Министр также подчеркнул, что малокомплектные школы не могут конкурировать со средними в плане качества образования и доступа к современным обучающим материалам.
«Мы за то, чтобы в каждом селе была школа и дети учились рядом с домом. Но исходя из социально-экономической ситуации и имеющихся ресурсов не всегда это возможно. Речь не только о финансах, но и о качестве образования. Сегодня мало научить читать, современные образовательные стандарты требуют от учеников более высоких результатов», - говорит Костенко.
Напомним, в селе Большая Тихая Солонешенского района временно закрыли школу из-за отсутствия учителя. Детей возят учиться в соседнее село. Ребята с понедельника по субботу живут в интернате. Но далеко не все родители согласились на этот вариант: двоих ребят оставили еще на год дома. А некоторые сельчане снимают квартиры, лишь бы жить вместе с детьми. В село ищут учителя, педагогу обещают зарплату до 25 тыс. рублей.