Когда у старшей сестры была свадьба, 12-летняя Вера охотно пересчитывала мелочь, подаренную молодым в мешочках. Аккуратно разложила монетки по кучкам в 100 рублей – оказалось почти 50 таких кучек. «Как много, – воскликнула, завершив подсчеты, девочка – вот бы мне столько!».
Для маленького ребенка деньги – это волшебные золотые ключики. С их помощью можно открыть потайную дверцу, за которой рассыпаны предметы их желаний.
Подрастая, ребенок учится правильно обращаться с этими ключами, которые далеко не так уж безопасны и незатейливы, как кажется вначале.
Зачем ребенку деньги?
Давать или не давать ребенку карманные деньги – вопрос для всех родителей.
Также волнует взрослых – как много и как часто давать деньги ребенку, требовать ли по ним отчета и награждать ли ими за хорошие оценки и вымытую посуду. Многие родители убеждены, что если ребенок не может сам хотя бы иногда покупать себе то, что ему нравится, он будет испытывать отрицательные эмоции, станет жадным и завистливым.
Противники карманных денег полагают, что, пока ребенок мал, все необходимое ему должны покупать взрослые, так как он сам не сможет сделать правильный выбор. А если регулярно ему давать деньги – он станет капризным, балованным существом, не способным сдерживать свои желания.
У каждого решения есть свои отрицательные стороны. Конечно, можно взять инициативу по удовлетворению всех желаний маленького человека в свои руки, тем самым показав ему свою власть.
Но это может породить в нем привычку во всем полагаться исключительно на вас.
Прежде чем начать давать ребенку карманные деньги, родителям стоит ответить себе на честный вопрос: зачем они это делают? Хотят воспитать в нем самостоятельность, проверить на сознательность?
Или так они отстраняются от интересов ребенка, оставляя его один на один с его желаниями? Хуже всего, когда родители карманными деньгами пытаются откупиться от проблем и забот, связанных с ребенком.
К подобному шагу часто прибегают родители-бизнесмены, не желающие тратить время на воспитание детей. Так, в одной семье отец каждую пятерку, полученную сыном в школе, стимулировал финансовыми вливаниями. А за каждую двойку отбирал то, что оставалось. Тактика называлась «наказывать рублем».
В итоге мальчишка вырос хитрым, наглым, не раз попадал в неприятные ситуации, из которых его вытаскивал влиятельный отец.
Семья – это любовь, а не бизнес
Барнаульский психолог Елена Сорокина считает, что не стоит давать ребенку карманные деньги раньше, чем он начнет ходить в школу. Все-таки малыши нуждаются не в деньгах, а в любви взрослых.
Также выдача карманных денег должна быть не уступкой требованиям ребенка, а осознанным шагом родителей. Ребенок должен понимать, что деньги зарабатываются трудом, и должен уважать этот труд.
Прежде чем начать регулярно выдавать ребенку деньги – стоит проверить его умение делать покупки. Пусть он с выданной на продукты суммой сходит в магазин и сам рассчитает, что купить, так, чтобы хватило и на молоко, и на хлеб, и конфеты. При этом возьмет чек и принесет сдачу домой.
Сумма, которая будет выдаваться ребенку, во многом зависит от достатка семьи. Но все же она не должна быть крупной – это карманные деньги, и их не бывает много по определению.
Для крупных покупок существуют целевые траты семьи, а на некоторые желаемые вещи ребенок должен научиться копить деньги – так он их научится считать, ценить, выбирать правильные приоритеты в трате средств.
Очень хорошо, если часть получаемых денег ребенок тратит на подарки для родных – значит, он думает не только о себе и своих нуждах.
Платить ребенку деньги за оценки или домашнюю работу психологи считают порочной практикой. В этом случае уборка квартиры и мытье посуды воспринимается не как семейная обязанность, а как заработок денег, нужны деньги – все сверкает, не нужны – посуда днями стоит в раковине не мытой.
Некоторые родители определяют ребенку перечень работы по дому, который он делает в любом случае, но поощряют деньгами за дополнительные взятые на себя обязанности.
Хотя, по мнению психологов, за хорошее поведение и помощь лучше поощрять дополнительными подарками, походами в кафе, парк развлечений. Не стоит культивировать в ребенке меркантилизм.
Без отчета
Если родители выдают ребенку фиксированную сумму денег, то должны «забыть о ней», не контролируя того, что ребенок покупает.
Этим он приучается к самостоятельности и планированию своих расходов. Правда, младшеклассник может не осознавать ценность денег, поэтому ему нужно помочь спланировать свои расходы.
Сумма карманных денег не должна быть включена в деньги, выдаваемые, скажем, на школьные завтраки, экскурсии или на проезд.
Стоить помнить, что жесткий контроль убивает всякий смысл обладания карманными деньгами. «Глупости», на которые ребенок может потратить выданную ему наличность, являются таковыми только в представлении взрослых, а для ребенка это может быть важным приобретением.
Так, по статистике, большинство детей до 12 лет расходует карманные деньги на сладости, газировку и жвачку. Подростки предпочитают тратить свои «представительские» на тоники и вечеринки.
Многие родители выдают ребенку небольшую сумму раз в неделю, другие – раз в месяц, с зарплаты, зато крупнее. Особой разницы в периодичности выдачи сумм нет, хотя некоторые обоснованно считают, что в детстве время тянется очень медленно, и месяц для ребенка – слишком длинный срок.
Другой путь, кроме выдачи фиксированной суммы ребенку – денежные подарки – по праздникам или «просто так». Последним видом подарков лучше не злоупотреблять.
Если ребенок получает еженедельную фиксированную сумму денег, то родителям нужно прекратить покупать ему всякие мелочи – теперь это его «головная боль». Выдача денег и сумма еженедельных выплат не должна зависеть от поведения ребенка.
Поведение и характер должны формироваться при помощи других рычагов воздействия. Когда ребенок впервые получает карманные деньги – он обязательно потратит их очень быстро. Но не стоит мешать этому, даже с учетом последующего разочарования ребенка.
Первое финансовое фиаско наглядно покажет маленькому человеку, к чему приводит расточительность. Хлеб на свои Хорошо приучить ребенка откладывать часть выдаваемых денег в копилку – причем не просто так, а на что-то конкретное.
Чтобы стимулировать процесс накопления, родителям и всем домашним можно принимать в этом участие, периодически подкидывая в копилку какую-нибудь мелочь.
Накопление приучает ребенка к финансовой дисциплине и терпению. Не стоит скрывать от ребенка принципы распределения семейного бюджета – он должен знать, что такое коммунальные услуги, налоги и как их оплачивают. Иногда стоит попросить ребенка купить домой хлеб или молоко из своих денег – пусть почувствует, что тоже является кормильцем семьи и не растет жадиной.
Размер карманных должен увеличиваться с возрастом и покрывать какой-то минимум удовольствий в соответствии с возрастными запросами. Главное помнить, что деньги, выдаваемые ребенку – это средство обучения, при помощи которого родители помогают ребенку освоить финансовые навыки, которые потребуется ему во взрослой жизни.
К слову
В Германии законодательно рекомендовано ребенку до 6 лет выдавать 50 центов в неделю, с 7 лет – 1,5-2 евро, с 10 лет – 10-12 евро, с 13 лет – 20 евро, с 15 лет – 25-30 евро. В США родители привязывают сумму выдаваемых средств к возрасту ребенка – 7 долларов в неделю для 7-летнего, 10 долларов для 10-летнего и т.д.
Психологи рекомендуют:
Давать деньги можно, если ребенок понимает проблемы родителей, в курсе, что деньги надо зарабатывать, знает, зачем ему нужны деньги.
Ребенок еще не дорос до карманных денег, если слабо представляет, где работают родители, что такое зарплата, если не умеет отказываться от мелких желаний ради большой цели, если плохо себя ведет, не держит свои обещания и любит приврать.