Примерное время чтения: 6 минут
899

Казачий полковник Белозерцев о будущем алтайского казачества

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. "АиФ-Алтай" 03/08/2011

Не всяк казак, кто в «мундире»

– Юрий Алексеевич, точкой отсчета истории казачества на Алтае принято считать сооружение Белоярской крепости, датируемое 1717 годом. В пределах Бийского и Змеиногорского уездов чуть позже появилась мощная казачья «охранная» линия, куда входило несколько крупных станиц. Насколько широко представлено у нас современное казачество?

– В регионе насчитывается 36 казачьих организаций и обществ, внесенных в государственный реестр. В их составе – почти 4,5 тысячи жителей края, 1800 из них – по служилой части. Алтайское казачество считается лучшим в Сибири по количественному и качественному составу, – это результат двадцатилетнего возрождения.

– В одном из городов края несколько лет назад два казака «бодались» за атаманство, в т. ч. публично. Это выглядело некрасиво, да и постоянное ношение некой формы, включая холодное оружие, окружающими воспринималось неоднозначно…

– Это было проявлением неизбежной «болезни роста», теперь в наших рядах такого практически нет. Но надо понимать, что были и появляются некие организации, в названии которых есть слово «казачество», на самом деле не имеющие никакого отношения к реестровому казачеству.

Это может вводить людей в заблуждение, как и самозванно присваиваемые в некоторых из них чины и звания. Но в этом году по линии Министерства юстиции и по указам президента им запрещено ношение казачьей одежды, а также знаков различия.

Сегодня казачеством России руководит совет атаманов при президенте РФ, но мы ожидаем, что региональные казачьи реестровые общества объединятся в единое всероссийское во главе с Верховным атаманом, который будет утверждаться первым лицом государства. При таком порядке «просто» общественные организации будут существовать как клубы любителей казачества. В «верхах» в последнее время казачеству уделяется немало внимания, и оно, кажется, входит в моду.

Когда мы с рядом потомственных сибирских казаков решили взяться за возрождение традиций, мои родители очень переживали, как бы меня не убили: историческая память диктовала беспокойство.

Мой отец Алексей Фролович, 1905 года рождения, мама на пять лет младше, они хорошо помнили события Гражданской войны, на которой отличился один из моих дедов, деление на «белых» и «красных», когда сибирские казаки понесли огромные потери. А сейчас, знаете, хозяева многих «больших» кабинетов только-только «вспомнили», что из «потомственных» казаков…

– Зачем им это нужно?

– Вопрос не ко мне. Вообще, алтайское казачество становится все более заметным «движением» и обладает огромным потенциалом. Региональный закон о казачестве дает нам правовые основы для дальнейшего развития. В частности, члены казачьих обществ на основе договоров с органами исполнительной власти будут оказывать содействие в организации военно-патриотического воспитания молодежи, в подготовке призывников к военной службе, предупреждении и ликвидации ЧС и стихийных бедствий, охране общественного порядка и границ в приграничных районах. До сих пор мы делали это на общественных началах, а теперь будем законными «участниками процесса», что дает казакам в том числе и социальную защищенность.

Ермака поставили и крепость восстановим!

– Юрий Алексеевич, говорят, казаки собираются восстанавливать историческую Белоярскую крепость?

– Есть такие намерения. Правда, точное месторасположение этого форпоста не удалось восстановить даже по архивным документам. Но еще в 2007 г. научно-производственный центр «Наследие» подготовил проект – к слову сказать, выигравший президентский грант – с привязкой к т. н. Велижановскому Елбану, 30-метровому лесистому холму в пойме Оби (земли г. Новоалтайска).

Инициатива создания культурно-исторического парка «Белоярская крепость» получила поддержку краевой власти, но на уровне муниципалитета «застопорилась». Сейчас Белоярское станичное казачье общество всерьез взялось за эту идею, и, уверен, что дело сдвинется с мертвой точки: казаки упорные.

Появление в Змеиногорске памятника Ермаку, некогда стоявшего в Казахстане и разрушенного там националистами, тоже стоило нам немалых усилий: но ведь стоит уже сколько лет, и в начале августа мы проводим там традиционный праздник «Потомки Ермака».

В ближайшей перспективе – у подножия памятника появится пантеон казачьей славы. На немного более отдаленное будущее мы загадываем создание историко-этнографических ансамблей не только в Белоярске, но и Бийске, бывшем центром бийской казачьей линии, в селе Антоньевском, Чарыше, на Тигиреке.

Все эти центры будут, естественно, с казачьим колоритом, но на конкретном местном историческом материале. Нам есть что показать помимо 24-х казачьих ансамблей. В крае собран богатый архив, создана портретная галерея казаков – георгиевских кавалеров и других выдающихся деятелей казачьего движения без деления на «красных» и «белых», работает передвижная выставка.

С учетом этого «багажа» музей Сибирского казачьего войска по решению его атамана будет создан именно в Барнауле.

– Одна из самых колоритных казачьих традиций – публичная порка – дожила до наших дней?

– Такое наказание применяется чрезвычайно редко и только за очень серьезные проступки. Решение принимается исключительно на казачьем круге, и у провинившегося всегда есть выбор: покинуть наши ряды или быть наказанным таким образом. Я не помню, чтобы предпочитали первый вариант.

То, что казаки налево-направо размахивают нагайками, не более, чем миф. У нас впереди еще много работы, чтобы за этими мифами сограждане увидели главную казачью черту – честное служение государству.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах