Фрагмент выступления Медведева приводит его официальный сайт
- Предлагаю сегодня обсудить вопросы инвестиционного климата. Известно, что на его состояние влияет целый ряд факторов: и политических, и административных, и, конечно, экономических. Но при этом инвесторы постоянно оценивают сочетание этих факторов на предмет возможных рисков, причём оценивают как существующие условия, так и те условия, которые могут возникнуть.
Наша задача заключается в том, чтобы оперативно реагировать на те запросы, которые формируются рынком, формируются инвесторами на рынке. Одним из факторов, которые определяют инвестиционный климат, стало создание Таможенного союза. Почти полтора месяца назад вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Фактически в процессах экономической интеграции России, Казахстана и Беларуси начался новый этап.
Этому предшествовала большая работа не только в нормотворческой сфере, но и по усовершенствованию правоприменительной практики. С каждым из присутствующих руководителем у меня были на эту тему предварительные обсуждения. Пока работа идёт по плану без каких-либо существенных сбоев, но трудностей достаточно, что, в общем, естественно, потому что это очень масштабный проект.
Таких задач мы никогда не решали в новейшей истории Российского государства. Конечно, это создает дополнительные проблемы. Не менее важно то, что сегодня и власть, и бизнес должны учиться работать в новых условиях, в условиях действия Таможенного союза. Хотел бы ещё раз подчеркнуть одну абсолютно понятную и прозрачную вещь: создание инструментов, межгосударственных механизмов не является самоцелью.
Это лишь средства. Эти механизмы, эти инструменты должны в конечном счёте содействовать формированию благоприятных условий для ведения бизнеса, и вот это действительно, может быть, самое главное. Я напомню, что на долю оборота с Беларусью и Казахстаном приходится значительная часть наших внешнеторговых операций, очень значительная. И даже по этим соображениям мы должны уделить этому фактору повышенное внимание. При этом снятие избыточных административных барьеров, унификация мер тарифного и нетарифного регулирования отвечают, прежде всего, интересам самих наших предприятий.
Кроме того, Таможенный союз призван повысить устойчивость национальных экономик в условиях усиливающейся глобальной и региональной конкуренции. Мы должны вместе создать комфортные условия для работы инвесторов, в том числе инвесторов из третьих стран. С одной стороны, интерес к Таможенному союзу зарубежных торговых партнёров достаточно высок, ведь речь идёт о перспективном, динамично развивающемся и растущем рынке со значительным числом потребителей с общим населением 175 миллионов человек, это всё потенциальные потребители.
И, создавая его нормативную базу, мы в первую очередь руководствовались общепринятыми правилами международной торговли. С другой стороны – нам предстоит решить много проблем, это признают все инвесторы. Издержки, связанные, скажем, с пересечением таможенной границы, носят подчас непредсказуемый характер и приводят к отказу от размещения в России новых производств, такое тоже случается.
Эти проблемы затрагивают и отечественных производителей, включая потенциальных экспортёров высокотехнологичной продукции. Финансовое бремя экспортных процедур, сроки оформления поставок, сложность механизмов экспортного и валютного контроля – всё это ставит нас в очень сложные условия, мы просто проигрываем по отношению к нашим конкурентам.
Я давал целый ряд поручений, сейчас о них говорить не буду, по ходу разговора вернёмся к этому. Тем не менее всем понятно, что с 1 июля началась усиленная работа таможенных служб стран – участниц Таможенного союза, причём эта работа – не просто налаживание кооперационных связей; по сути, это часть конкуренции, борьбы за экономического оператора.
В случае изменения маршрутов товаропотоков, а это возможно в такой ситуации, за ними, естественно, тянется цепочка логистического бизнеса, а затем подстраивается и производство. Поэтому это новая ситуация, и запретительными мерами эту проблему не решить. Очевидно, что операторы внешнеэкономической деятельности будут стремиться туда, где таможенные процедуры более понятны, более прозрачны и где финансовая нагрузка, связанная с их прохождением, менее обременительна.
И здесь нам уже не на кого будет пенять, кроме как на самих себя, если мы под эти условия не подстроимся, потому что нас никто палкой не загонял в Таможенный союз, это был наш собственный выбор. Сложный выбор, с издержками, но мы все, в данном случае я имею в виду и Президента, и Правительство, и участников экономического рынка, сходимся на том, что это всё-таки необходимая тема, интересная для нас, которая способна качественным образом перестроить экономическую жизнь в наших странах.
Из этой логики в дальнейшем должны исходить и контрольно-надзорные органы. Здесь необходима и персональная ответственность руководителей, которые уполномочены на выработку межгосударственных соглашений. Совершенно очевидно то, что новые нормы международного права не должны воссоздавать те ограничения, те барьеры, которые действовали в наших странах: и в России, и в Казахстане, и в Беларуси. Мы должны как раз совместно избавиться от этих барьеров в нашем национальном законодательстве.
Я хотел бы услышать также о том, как идет работа над улучшением нормативной базы Таможенного союза. Знаю, что эти вопросы и Министерством экономического развития, и другими коллегами, и на Правительстве, неоднократно обсуждались с нашими деловыми кругами. При принятии соответствующих решений очень важно знать их мнение. Это касается, кстати, и проекта закона о таможенном регулировании в Российской Федерации.
Мы пытались действовать несколько быстрее, но, к сожалению, раньше осени его уже по понятным причинам принять не получится. Но положительный момент, как минимум один, в этом есть. Нам дано дополнительное время, которое необходимо рациональным образом использовать. Одновременно с принятием базового закона должен быть принят необходимый пакет нормативных актов Правительства.
Я даже об этом сейчас специально не говорю долго, потому что это абсолютная очевидность. Мы не имеем права разделить принятие закона и принятие подзаконных актов.
Необходимо решить целый ряд задач. Во-первых, максимально сократить нормы непрямого действия, бланкетные, отсылочные нормы в законе и общее бремя таможенной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, мы должны обеспечить собственно тот самый «зелёный коридор» для экспорта и импорта высокотехнологичных товаров. В-третьих, создать условия и механизмы для эффективного взаимодействия таможенных органов и самих участников торгового оборота.
И, в-четвёртых, обеспечить анализ влияния таможни, других контрольных органов на увеличение торгового оборота и повышение деловой активности. Сегодня мы поговорим и о том, как в Федеральной таможенной службе внедряются современные технологии – я надеюсь, что соответствующая часть в докладе будет присутствовать. Я имею в виду электронное декларирование, так называемое предварительное информирование, что обычно очень серьёзно ускоряет таможенные процедуры.
Ну и нужно поговорить о критериях эффективности оценки деятельности таможни: и нашей, и, конечно, наших партнёров. В последние годы – и мы, кстати, об этом неоднократно и с Андреем Юрьевичем [Бельяниновым] говорили, и с другими коллегами – на первый план у нас всегда выходили какие задачи: денег побольше собрать. Это правда. И конечно, бороться с правонарушениями на таможне.
Это правильно, с одной стороны. Но это ещё не всё. И как раз даже в беседах в руководителем ФТС мы затрагивали эту тему – о том, что всё-таки задача таможни далеко не только фискальная и в значительной мере не фискальная – даже при понимании того, какие объёмы товаров проходят через таможню. И конечно, ещё одна тема – время на таможенные формальности при пересечении границы. Оно почти не сокращается, к сожалению. Уровень взаимного доверия между таможней и участниками внешнеэкономической деятельности невысокий.
Об этом говорит лишь один факт: только полпроцента участников внешнеэкономической деятельности применяют в настоящий момент специальную упрощённую процедуру. Все остальные идут, что называется, по полной программе. Вот такие у меня цифры во всяком случае. Это означает, что, естественно, практически все участники обязаны совершить все те формальности, которые прямо установлены законом без каких-либо возможных в этом случае упрощений, а это не здорово. Вот круг вопросов для совещания, этого вполне достаточно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть