Кем хочешь быть? Такой вопрос задают детям, начиная с детского садика, заканчивая последним классом школы. Отвечают все по разному: кто-то достаточно быстро определяется с перечнем своих пристрастий в жизни («люблю кошечек – стану ветеринаром»), кто-то следует совету родителей («нам в семье нужен врач»), кто-то находится в плену романтических иллюзий («хочу быть ведущей на телевиденье – красиво, ничего делать не надо, много славы и денег»).
Насколько удачно человек определяет «свою» профессию, настолько успешно складываться и его взаимоотношения с ней. Если изначальный выбор успешен – человек может считать себя счастливчиком, получившим возможность посвятить жизнь любимому делу. Нет – мучается долгие годы. Поэтому вопрос выбора чрезвычайно важен. Но выбор профессии – не только выбор работы, но и выбор определенной профессиональной группы людей, с необходимостью принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. И это тоже не простой выбор.
Сегодня в России насчитывается более шести тысяч наименований профессий и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни требуют от человека силы и ловкости, другие – ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности. Растеряется не мудрено. На помощь молодым людям приходят психологи и консультанты центров профессиональной ориентации.
В Алтайском крае главным в этом деле является Алтайский краевой центр профориентации. Здесь выпускник школы может не только узнать, какие есть профессии, чем придется заниматься в каждой из них, как получить соответствующее образование, каковы условия поступления на обучение, но и выявить свои профессиональные склонности и даже потенциальную профессиональную успешность.
К примеру, человек может знать, что хочет, но может не понимать почему. Скажем, насмотревшись сериалов про женщин-следователей, девушки хотят стать юристами, или в ориентации на высокие доходы многие хотят выучиться на банкиров. И только небольшая часть выпускников школ соотносит два таких понятия как «хочу» и «могу». Специалисты профориентации объяснят молодому человеку, чем придется платить за выбор той или иной профессии. А плату потребует любая профессия – где-то временем, где-то здоровьем, где-то проблемами в личной жизни и т.д.
По словам заведующей учебно-информационным отделом АКЦА Ларисы Беспрозванной, цель профориентационной консультации – не только диагностика профессиональных предпочтений человека, но и прогноз профессиональной успешности человека на основе качеств его характера.
Скажем, кто-то может быстро переключаться с одной задачи на другую, другой хорошо умеет оценивать риски, третий – методично выполнять работу. Хорошие исполнители ценятся не меньше, чем хорошие генераторы идей и казалось бы слабая сторона характера может оказаться сильной стороной. Или можно оценить перспективы в профессии по прогнозируемой ситуации на рынке труда.
Так спрос на квалифицированные рабочие руки растет с каждым годом, уровень зарплаты зачастую не ниже, а выше оплаты специалиста с высшим образованием. Выбрав рабочую профессию юноша с умелыми руками может достичь в жизни большего, чем став очередным безработным выпускником вуза. Специалисты системы профориентации уверены: место в жизни есть для каждого, каждый может найти свой путь, свое призвание и свою профессию.
Главное понять себя, понять, как это можно с пользой использовать свои качества характера. Благо профессиональное тестирование для школьников бесплатно и не занимает много времени – до полутора часов по основным программам и чуть больше – по углубленным методикам.