Пожалуй, одним из самых резонансных явлений наступившего года, стал очередной рост тарифов на услуги ЖКХ. Еще бы: доходы населения не повышаются, платежи порой «съедают» более половины семейного бюджета, а между тем, качество подорожавших услуг остается на прежнем уровне.
И все же в потоке недовольных возгласов можно услышать и редкие робкие голоса, напоминающие: зато у нас есть программа энергосбережения и повышения энергоэффективности! И достаточно сменить лампочки, да установить приборы учета, как полученная экономия смягчит тарифное бремя. Как формируются тарифы, можно ли сэкономить на квартплате с помощью счетчиков, за что и в каких случаях собственники жилья могут не платить – это и многое другое мы обсуждали в ходе «круглого стола» в Бийске.
Кого могут выдать счетчики?
Заместитель начальника отдела ЖКХ Ксения Потехина:
– Рост тарифов на коммунальные и жилищные услуги в среднем поднялись на 15%. Задолженность за жилищные услуги перед управляющими компаниями за прошлый год составила 21 млн руб. Что касается внедрения Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» №261, мы вместе с управляющими компаниями в этом направлении работаем – разрабатываем графики установки приборов учета, выполнения различных работ, встречаемся с жителями, работа идет...
Начальник Бийского межрайонного отделения ОАО «Алтайэнергосбыт» Сергей Рыжков:
– Коль упомянули ФЗ №261, предусматривающий повсеместную установку приборов учета, хочу спросить: а кто-то анализ этого всего делал, что в итоге будет? Давайте смотреть правде в глаза, сегодня в Бийске у сетевых компаний есть контрольные учеты, которые говорят: такой-то дом потребляет столько-то. Ведь почему сегодня управляющие компании не заключают договоры с ресурсноснабжающими организациями, как требует того закон? Да по одной простой причине.
Потому что на дом, условно, ушло 1000 единиц, а по счетчикам собирают 200 единиц. То есть жильцы сами разворовывают электроэнергию внутриквартирно, путем «сматывания» счетчиков и т. д. И установка приборов учета четко выявит, сколько каждый дом потребляет. И встает вопрос: а кто за это будет платить? По закону, это должен делать жилец. И говорить, что если мы поставим приборы учета все на дома (я беру чисто составляющую услуги тарифа электроэнергии), нас ждет сплошная экономия, нельзя – это еще не факт, что плата будет меньше. Сегодня управляющие компании, возможно, и меньше предъявляют. Поэтому надо разобраться, и людям правильно объяснять: сегодня вы хозяева дома, по закону, вы (каждый сосед) должны следить за своим потреблением и экономить. И все равно все тяготы лягут на управляющие компании – нюансов много. Не буду останавливаться.
Хочу отметить, что рано или поздно мы все равно придем к реализации этого закона и УК придется заключать с поставщиками ресурсов договоры по входу в дом. Еще один момент, который надо понимать: давайте говорить прямо, что творится в Бийске? За исключением четырех, наверное, постоянных компаний, в остальных (их на рынке больше сотни) – полный, простите за выражение, блуд. Они приходят на дом, начинают собирать деньги, при этом не заключают ни с кем из поставщиков договоров, через два месяца все бросают, и мы, поставщики ресурсов не можем их поймать.
В городе должен быть четкий регламент по поводу перехода домов от одной управляющей компании к другой. Сегодня его нет. И еще, наверное, Ольга Николаевна пояснит, в тарифе ЖКХ есть услуга «электроснабжение». И жители, да и мы сами, не очень понимаем, как формируется этот тариф, плата за электроснабжение мест общего пользования...
Тарифы должны расти!
Начальник отдела ценообразования г. Бийска Ольга Рязанова:
– Тарифы делятся на две группы: тарифы на коммунальные услуги и тарифы на жилищные услуги. Первые в полном объеме относятся к полномочиям Управления края по государственному регулированию цен и тарифов. Именно этот орган устанавливает и утверждает тарифы на все коммунальные услуги. Что касается жилищных услуг, их тоже надо разделить на две части. Те собственники, которые выбрали способ управления, заключили договоры с УК, устанавливают тарифы по согласию с УК самостоятельно.
Орган местного самоуправления (в нашем случае администрация города) устанавливает тарифы для нанимателей муниципального жилья и для тех, кто не выбрал способ управления. При этом тарифы, которые установила администрация города, могут использовать УК, а также собственники, которые не выбрали способ управления или даже те собственники, которые выбрали способ управления, но не нашли взаимопонимания на своих собраниях. Что касается самого роста тарифов, у меня на это свой взгляд.
Я считаю, что тарифы должны повышаться в обязательном порядке, на тот уровень экономически обоснованных затрат, которые определяют тариф на производство услуги. Потому что искусственное занижение или сдерживание роста тарифов приводят, прежде всего, к некачественному предоставлению услуги, усугубляет финансовое состояние коммунальных и жилищных организаций. В конечном итоге это все накапливается как снежный ком, а страдают все – в том числе, собственники.
Ведь не секрет, что лучше планомерно и постоянно проводить все виды текущего, капитального ремонтов и обслуживать все дома качественно, предоставлять полный комплекс коммунальных услуг, чем довести дом до аварийного состояния и потом аврально приводить его в норму. Сейчас коммунальные услуги в основном предоставляются в полном объеме и качественно. Жилищные услуги в очень многих УК предоставляются также достаточно качественно и, сегодня мы идем к тому, чтобы у всех жилищных организациях комплекс услуг соответствовал требованиям законодательства и чтобы это удовлетворяло жителей. Поэтому рост тарифов на сегодня оправдан. Что касается задолженности за ЖКУ, здесь тоже надо разобраться.
Задолженность была всегда. А то, что рост тарифов по-мнению некоторых, приведет к увеличению «дебиторки» – сказать так однозначно нельзя. Действительно, опыт показывает, что после повышения тарифов, два-три месяца идет рост задолженности, но затем это все стабилизируется. Есть условно постоянный процент задолженности. Как правило, это задолженность, которая накопилась за много лет. Есть категория жителей, которые по каким-то своим соображениям или личным проблемам не платят за ЖКУ, с ними надо работать.
Что касается ФЗ №261, я считаю, что это абсолютно верный и разумный закон. Другого пути, кроме как установка приборов учета, нет. Администрация города в прошлом году приняла целевую городскую программу, которая включает и установку приборов учета, и реализацию многих других мероприятий по энергосбережению. И сегодня мы, и коммунальные, и жилищные организации в этом направлении работаем.
Да, возможно, что у многих собственников, и во многих многоквартирных домах фактическое потребление коммунальных услуг превысит нормативы. Но цель установки приборов учета и заключается в том, чтобы житель платил за то, что он реально потребляет. В этом смысл ФЗ №261: потребил – заплати. А дальше, человек, если раз много заплатил, два – просто начинает думать, анализировать свое фактическое потребление и экономить.
УК не выгодно экономить
Сергей Рыжков:
– Надо навести порядок. Мне, как жильцу, сегодня приходят счета от трех УК. Один считает, что это еще его дом, другой – что уже его дом. Кому платить? Да, наверное, никому – возникнет у каждого в сознании. И второе, я повторюсь: сегодня в Бийске есть дома, которые уже по учетам работают. Задаю вопрос, когда я получаю счет на оплату услуг, в нем стоит электроснабжение. Почему я там не вижу, сколько киловат за места общего пользования я должен заплатить и по какой цене?
Ольга Рязанова:
– Услуга электроснабжения мест общего пользования в тарифе у жилищных организаций учтена, они должны производить оплату за электроосвещение мест общего пользования энергоснабжающей организации в установленном законодательством порядке. Ваши затраты «сидят» внутри тарифа содержания жилья.
Директор УК «Центральная» Сергей Кофанов:
– Интересно то, что управляющим компаниям не выгодно заниматься установкой приборов учета. Одна из причин – УК просто не видят экономии. И жители не видят ее. Вот вы с Ольгой Николаевной говорили о том, что экономия собственника может быть или не быть в зависимости от его радивости. И, действительно, цель закона – не собственная экономия, а оплата именно потребленной услуги.
Существуют расчеты экономистов, согласно которым экономия на доме по ресурсноснабжающих организаций может достигать 20%. Но при этом нужно соблюдать определенные правила – дом должен находится в определенном техническом состоянии, если он весь разбитый, никакой экономии не будет, а 100% будет перерасход.
Но даже допустим, есть экономия, УК собирает эти сэкономленные средства и отдает их ресурсоснабжающей организации. За счет этой разницы можно было бы закрыть расходы, которые возникают при установке прибора учета. Ведь оплата за покупку и установку прибора учета ляжет на жителей, а это десятки, а то и сотни тысяч рублей. И это за счет средств только собственника.
Есть, конечно, варианты кредитования у ресурсоснабжающих организаций, управляющей компании. Опять же парадокс: откуда у УК собственные средства, если им определили брать 10% от предоставляемых услуг и все эти деньги идут на заработную плату да налоги. Рассрочка платежа предусмотрена, но кто-то же должен первоначально это все оплатить. Сергей Иванович, ресурсоснабжающая организация, готов сегодня везде поставить приборы учета, а потом пять лет возвращать деньги? Если да – вопросов нет.
Сергей Рыжков:
– А за пять лет на этом доме сменится пять управляющих компаний...
Сергей Кофанов:
– Он не рискнет. Поэтому я и говорю, что приборы учета будут устанавливаться только за счет средств собственников и это очень проблематично – жители не готовы, потому что у них нет таких денег. Закон не совершенен. Мало того, он не действует сегодня ни в одном регионе. И в Москве уже в третий раз приборы учета переустанавливают. Чтобы ФЗ №261 начал работать надо порядка сотни подзаконных актов выпустить.
А их сегодня нет, максимум 30% подготовлено. И еще: объясните мне, как вы видите установку приборов учета до 1 января 2013 года на каждую квартиру? Холодная вода – да, горячая – да, электроэнергия, газ – понятно, разумные люди давно установили приборы. А как быть с отоплением? Система должна работать на квартиру абсолютно автономно. Или я должен с десяток приборов учета (каждый в среднем стоит 15-22 тыс. руб.) поставить? Кто это потянет? Основные проблемы связаны с учетом теплоснабжения, на все остальное (свет, воду, газ) приборы установить не так затратно. А ведь вся затея возникала именно ради учета тепловойэнергии.
Но нерешаемых задач не бывает!
Ольга Рязанова:
– Я считаю, что установка приборов учета, может и сложна, но речь же не идет о том, чтобы у каждого собственника на батарее стоял прибор учета! Нужно решать проблемы по частям. Сегодня если мы установим хотя бы общедомовые приборы учета тепловой энергии, учет холодной, горячей воды, по цене это вполне приемлемо. Ну и что, что 120 тыс. руб. Для больших домов это не такие большие деньги.
Тем более, что действующим законодательством предусмотрена рассрочка платежей за установку прибора учета сроком на 5 лет. Весь мир установил приборы учета и там без них никто не живет. У нас же куча причин, чтобы не устанавливать приборы.
Сергей Рыжков:
– А выход-то какой? Вот сегодня ресурсоснабжающие организации откажутся поставлять услуги без приборов учета и что делать?
Сергей Кофанов:
– Поставлять услугу по нормативу.
Ольга Рязанова:
– Выход один – устанавливать приборы учета и решать все проблемы в рабочем порядке. Не бывает нерешаемых проблем, всегда можно найти выход, в любой ситуации, просто решать эту проблему нужно поэтапно.
Сергей Кофанов:
– Получилось, что я выступил неким оппонентом Ольги Николаевны и Сергея Ивановича. Но это не совсем так. Я за установку приборов учета. Как разумный человек, понимаю, что услуга должна быть оплачена и именно в том объеме, в каком потреблена. Я лишь попробовал показать, насколько сложно это будет реализовать. Есть проблема платежеспособности населения, отсутствия необходимых подзаконных актов и т. д. Кроме того, чтобы УК были заинтересованы в этом, у них должен быть экономический интерес.
Модератор:
– Предлагаю вернуться к теме тарифов. Они растут, и оплачивать их населению все сложнее. За что собственники имеют право не платить? Имеют ли право УК повышать тариф на содержание жилья без согласия жильцов? Какие другие проблемы есть в этой сфере?
Директор ООО «Спецобслуживание» Сергей Пономарев:
– Как правильно сказала Ольга Николаевна, надо понимать, что повышение тарифа неизбежно. Другое дело, что поднимать его нужно планомерно. Чтобы, не возникало ситуаций, когда сначала сдерживается тариф, и предприятия ЖКХ загоняются в тупик. А потом тариф резко подскакивает на 50%. Постепенный рост должен происходить каждый год – по объективным причинам. В этом году мы уже отправили управляющим компаниям свои предложения по повышению тарифа за вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритных предметов быта.
У нас рост тарифа составит 15% по сравнению с 2010 годом. В прошлом году он составлял (я округляю) 84 копейки с 1 кв. м, в 2011 году будет 92 копейки – это вывоз ТБО. Вывоз крупногабаритных предметов составит 4 копейки с 1 кв. м, за хранение ТБО – остается без изменений. –
Ольга Рязанова:
– Сегодня есть четкое постановление Правительства РФ №491, где прописан порядок перерасчета за некачественное предоставление жилищных услуг. Просто не платить нельзя. Если услуга не предоставляется, житель имеет право либо в устной, либо в письменной форме, обратиться в жилищную организацию, обозначить, в какой период (естественно, с доказательствами) это происходило и, согласно представленному в постановлении порядку, жилищная организация должна сделать перерасчет.
Но просто не платить жилищной организации нельзя. Потому что услуга жилищная – это услуга комплексная. И к ее оценке нужно объективно подходить. Выглянула из окна бабушка и говорит: ой, сегодня дворника не было, я не буду платить. Так нельзя. Другое дело, если мусор не вывозился две недели или лампочки в подъезде не горят месяц – это объективные причины. И нужно сделать перерасчет платы. Часто люди судят в общем: вот, ничего не делают! Или судят голословно: я слесаря не видел. Да это хорошо, что не видел. Я как потребитель рассуждаю: если у меня возле дома чисто, значит, дворник был – само по себе ничего не происходит. Свет горит, вода бежит, тепло, мусора нет, лифт работает – значит, услуга предоставлена. Что еще нужно?
Модератор:
– А как быть в случаях, когда собственники получают квитанции об оплате от разных УК?
Ксения Потехина:
– Нужно платить в ту организацию, с которой заключен договор. Чаще всего, жители сами загоняют себя в такую ситуацию, отказываясь от договоров, потому что им так удобнее работать. Год назад у нас был такой прецедент в доме по ул. Радищева, 16. Сами собственники проявили инициативу уйти из УК, которую они выбрали на собрании, с которой они заключили договор. Спустя месяц они посчитали, что она их не устраивает, и решили вернуться к прежней. Приносят договор и протоколы за ту компанию из которой до этого ушли и начался бардак. В марте будет год, как они все это затеяли, начались суды, дом раскололся на две части...
Сергей Пономарев:
– И еще, почему тарифы в разных ТСЖ и УК могут отличаться? Собственники должны понимать, есть составляющие тарифа (поставки света, воды, газа, вывоз мусора – за что УК должна рассчитаться). И если услуга стоит 1 руб., она не может стоить одну копейку. И когда на дом заходит новая УК, однодневка, она чем мотивирует людей выбрать ее? Тем, что плата за содержание у нее будет меньше, чем в нынешней УК. И люди, раскрыв рот, бегут туда. А в итоге через месяц этот дом переходит в следующую УК и люди остаются ни с чем, и мы, как поставщики услуг, остаемся с носом. –
Ольга Рязанова:
– Сами собственники, когда поддаются на такие аферы, умышленно идут в новые УК только потому, что там ниже тариф, они сами себе создают неблагоприятные условия в будущем. Потому что если тариф искусственно занижается, ни о каком полноценном комплексе услуг речи не идет. Полгода-год-два дом не получает соответствующего технического осмотра, подготовки, никто не следит за состоянием его инженерного оборудования, и все это копится. И те же собственники потом, через год, два, пять вынуждены будут вложить такие деньги, какие им не пришлось бы отдавать, плати они нормальной УК по адекватному, экономически обоснованному тарифу.
Надо менять культуру…
Сергей Пономарев:
– Большая проблема у нас все еще существует в частном секторе, а именно – неоплата населением вывоза мусора. Человек живет в частном домовладении, пользуется услугой, а оплачивать ее не хочет. Мотивируя тем, что у него нет мусора. В любом случае, что бы и кто ни говорил, но это очевидно, что в благоустроенном жилье, мусора меньше, чем в частном домовладении. И сложность ситуации сегодня в том, что это не многоквартирные дома, где заключил договор с УК по оплате за вывоз твердых бытовых отходов и все. В частном секторе, по идее, мы должны заключить договор с каждым домом. На сегодняшний день напечатали квитанции и разослали их жителям частного сектора через ЕРКЦ. Люди должны понимать, что необходимо платить за оказанную услугу.
Ольга Рязанова:
– Сергей Владимирович затронул проблему работы с частным сектором, и я хочу добавить, что мы уже наметили мероприятия и, думаю, решим эту задачу. Ведь и само предприятие заинтересовано наладить систему взаимоотношений с частным сектором. Население надо просто переломить. Есть вещи, за которые обязан человек платить. Эта обязанность прописана в самых разных постановлениях, а жители просто уходят от своих обязанностей. Еще недавно у нас в городе с мусором были большие проблемы, сегодня их нет, Бийск преобразился.
Но есть еще стихийные свалки. И тут – человеческий фактор – ну не хотят у нас люди почему-то валить мусор в нормальные баки, которых в городе с каждым годом устанавливается все больше. Бесполезно: люди мусор в лес таскают, соседу под забор…
До тех пор пока мы не повысим культуру жизни человека, пока каждый не научиться жить и уважать других, уважать работу всех служб, самого себя, своих соседей, и сам не перестанет мусорить, ничего не изменится, а когда культурный уровень повысится, всем станет лучше. Но изменения уже есть, город стал чистым, это видно всем.