В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая открылась выставка «Дарить людям радость», посвященная деятельности Алтайского краевого центра народного творчества и досуга. Почти четверть века «самое стратегическое учреждение культуры в повседневной жизни» возглавляет Заслуженный работник культуры России Валентина Казанцева.
Петь, пока не уведут со сцены
– Валентина Павловна, а что – народное творчество жить без «организующего» Центра никак не может?
– Если под народным творчеством подразумевать коллективное пение на завалинке в свободный вечерок, то оно может быть и «само по себе». Но если говорить о том, чтобы расширить круг тех же певуний и певцов, помочь желающим раскрыть «природные» способности да вывести их на сцену – пусть даже сельского клуба, то без организующего начала это сделать проблематично. А у человека, занимающегося чем-нибудь, еще есть естественное желание «себя показать и других посмотреть» и за пределами своего населенного пункта; стремление пообщаться с единомышленниками, – и это тоже без помощи извне вряд ли получится…
Наш современный Центр «вырос» из Дома народного творчества, созданного в 1939 году. Про первые его годы сказать уже некому, но вот ветеран «народной культработы» Клавдия Александровна Дорофеева недавно вспоминала про первый послевоенный смотр художественной самодеятельности в 1947 г. «Артисты» приехали всего из нескольких районов, и некоторые пели на сцене, пока их не уводили под локоток (смеется). То есть желание выступить велико, но поет себе человек, как умеет, а где у «номера» начало, где конец – и невдомек…
Потом стал пробуждаться широкий интерес: неужели у нас талантов нет? Есть. Но их же нужно как-то собрать, «отшлифовать», внешне «оформить»? Наши старожилы рассказывали: раз приезжает секретарь райкома, мол, дайте хоть кого-нибудь, чтоб культработой занялся! В следующий визит просьба предметная – нужен руководитель для хора; потом хочется профессионального баяниста, а после и хореографа! Вот так и поднималась народная культура…
Везти есть что, но не на что…
– А куда подевались смотры художественной самодеятельности, популярные в советские годы?
– В части районов они проводятся, только под другими названиями и в более современном «формате». Но вот общекраевые… Со временем смотры трансформировались в творческие отчеты территорий, которые проходили в краевом центре. Позже они «преобразились» в Дни культуры районов и городов в Барнауле, можно сказать, что вынужденно.
Творческий отчет предполагал разнообразную по жанрам программу, а если район, к примеру, не мог выставить хореографический коллектив, то он вообще отказывался от участия. А на Днях культуры можно было показать программу одного хорошего коллектива или вообще представить территорию выставкой прикладного творчества. Но и они сошли на нет. В предъюбилейный для края год мы пробовали возродить Дни культуры, но с районами не получилось, провели только Дни культуры городов и то с большим трудом.
– А причина? Городам и районам показать нечего стало?
– Что вы! У нас в крае почти 7 тысяч самодеятельных коллективов, 307 из них имеют звание «народный», а 30 носят почетное звание «Заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Алтайского края»! Вы знаете, что только в нашем регионе присваивается такое звание!? А причина банальная – средства. В конце 80-х, 90-х годов многие районы уже просто не могли себе позволить отправить артистов в краевой центр: костюмы же надо подновить, дорогу, проживание оплатить.
На этом фоне потеряли интерес и некоторые другие: масштаб-то уже не тот! И то, что тогда СМИ, в первую очередь телевидение, «забыли» о народной культуре, тоже сказалось: если о событии не рассказали, не показали – его как будто и не было… Сейчас ФЗ-131 очень сдерживает. Культура отнесена на уровень местного самоуправления, поселений, а там какие бюджеты? Значительная часть сельских культработников вынуждена работать на 0,5, а то 0,25 ставки, что уж говорить о приобретении нового музыкального инструмента взамен сломавшегося, концертных костюмах и так далее.
Не оптимизируйте сподвижников
– Извините, Валентина Павловна, упомянутый закон никто отменять не собирается. Более того, скоро заработает новый – о бюджетных учреждениях. И что же делать в таких условиях?
– Знаю, чего не надо бы делать: «оптимизировать» культурные учреждения. Говорят, в результате у них появится самостоятельность, что хорошо. Может быть, для кого-то. Но что с той «самостоятельности» сельскому культработнику, у которого, к примеру, весь ресурс – хор ветеранов, вокальная группа пенсионеров и трио балалаечников? Убеждена, что закрывать на селе клубы так же катастрофично, как школы.
Опыт показывает, что если где-то «консервируют» здание культурного предназначения – жизнь в него вернуть не удается. Но огромная благодарность тем главам поселений, которые хотя бы находят другие варианты размещения досугового объединения и возможность сохранять у себя культработника, пусть и формально на другой должности. А вообще, знаете, те, кто работает с самодеятельными коллективами, – настоящие сподвижники, они «своих» не бросят. Но и им, и нам хочется, чтобы «свои» могли развиваться, не прозябать в глуши, и чтобы у них была смена.
Дни Алтайского края в Москве, Казахстане, даже во Франции пользовались большим вниманием, потому что мы показываем самобытные, яркие таланты, а не унифицированный современный вокал или хореографию. В крае пока еще востребованы и популярны фестивали разных жанров народного творчества «Калина красная», «Навстречу солнцу», имени Калинкина и многие другие, участники которых «вышли» как раз из смотров художественной самодеятельности, как бы они не назывались.
Но надо думать, как удобрять ту почву, из которой произрастает народная самодеятельность. Мне, в частности, кажется, можно вернуть Дни культуры районов, если проводить их по тому же принципу, как проходят спортивные сельские олимпиады. Там территории, принимающей краевые соревнования, оказывается бюджетная поддержка в подготовке этого праздника, и ведь очередь из желающих стать хозяевами праздника!
Полагаю, что и другие варианты поддержки народного творчества на региональном уровне можно найти. Мой девиз: «Зажигает только тот, кто сам горит». Среди работников культуры таких «горящих» очень много, но хотелось бы, чтобы их было побольше и вокруг нас…