Тепло, светло, приятные запахи и расслабляющая музыка… Порой мы попадаем в супермаркет, как в добрую сказку. Комфортная обстановка, выстроенная армией «заботливых» мерчендайзеров, заставляет нас терять бдительность. И полная корзина ненужных продуктов, поверьте, не самое страшное последствие их трудов.
Ведь склонение нас к немотивированным стихийным покупкам, основанное на комплексе психологических уловок, – это легкая шалость по сравнению с настоящим обманом в виде двойных ценников или лишних сосисок в чеке…
Мы решили обсудить с экспертами самые распространенные способы обмана покупателей в супермаркетах, разобраться, как не попасться на эти уловки и наказать обидчиков. С примерами нам помогла Ольга К. – более восьми лет проработавшая в известной продуктовой сети Барнаула.
Проверяйте чеки!
Ситуация 1. Подходите на кассу, вам пробивают продукты и тут оказывается, что цена шоколадки у кассирши отображается как 40-00, хотя на ценнике было 33-50 (собственно дешевизной вы и соблазнились на покупку). Возмущаетесь, но слышите в ответ, что в магазине просто не успели поменять ценник?
Что делать? Такие действия – это нарушения прав потребителей и правил торговли, за которые полагается штраф, причем достаточно солидный – до ста минимальных размеров оплаты труда. Ценник с юридической точки зрения – это договор между покупателем и магазином, поэтому если заметили такое и есть желание восстановить справедливость, надо звать администратора магазина и, ссылаясь на закон (ст. 426 Гражданского кодекса РФ и ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»), требовать продать товар по цене ценника.
А если вы уже оплатили товар, – вернуть разницу в цене, ведь отговорки типа «мы не успели пока поменять ценник» – не ваша забота. Не поленитесь чиркнуть пару предложений в жалобной книге. Для вас это пара потраченных минут, а недобросовестному магазину (ведь зачастую это именно так, и ценники, которые «забыли» поменять, висят месяцами) объясняться за каждую запись, и если жалобы поступают часто – проверка обеспечена.
Ситуация 2. Купили в супермаркете целую гору товаров. А дома, проверив чек, обнаружили, что вместо двух пачек порошка вам пробили четыре, а вместо трех творожков – шесть.
Что делать? Совет, хоть и поздноватый, но зато в будущем пригодится: проверяйте чек тут же, в магазине – можно отойти от кассы, пропустив следующего покупателя, встать недалеко и потратить лишнюю минуту, чтобы не потратить лишнюю, нет, не копейку, а порой весьма ощутимую сумму. А еще – во время покупки следите за тем, что пробивает продавец, на экране кассы, обращенном к покупателю, – там высвечиваются количество товара и его цена.
Просчитайте скидку!
Ситуация 3. Вы, как обычно, взяли с прилавка уже расфасованный кусочек любимого недорогого сыра, а на кассе оказалось, что он вытянул на 500 руб.
Что делать? Очевидно, на сыре был наклеен штрихкод с ценой более дорогого продукта. Всегда смотрите, что именно написано на ценнике. Нередко в магазине их путают намеренно.
Ситуация 4. Закупили в супермаркете продукты на неделю. И только дома заметили, что в чеке значится бутылка пива за 100 руб., которое вы не покупали.
Что делать? Кассиры порой пробивают товары, которые вы совсем не брали (не будем сейчас полемизировать – по «запарке» это происходит или злому умыслу – наверняка бывает и так, и так). Возвращаться в магазин из-за 100 руб. никто не будет – на то и расчет (если речь об умысле). Совет все тот же – проверять чек, не отходя далеко от кассы.
Ситуация 5. Видите на прилавке продукт (например, чай) с пометкой «скидка 10% при покупке 10 упаковок». Однако при расчете оказалось, что вам скинули лишь 8%.
Что делать? Разница в сумме небольшая, но ведь пообещали именно 10-процентную скидку. Не поленитесь посчитать, сколько именно рублей вы должны сэкономить, и требуйте уменьшить стоимость покупки на эту сумму.
Не платите за воду!
Ситуация 6. Купили 1,5 кг замороженной рыбы или курицы. А дома после разморозки продукт оттаял, и вес его уменьшился до 950 г. Почти половину денег вы отдали за лед.
Что делать? Если вы покупаете замороженные продукты (мясо, рыбу, фрукты, овощи, грибы, ягоды), выбирайте те, на которых нет слоя льда. И деньги сэкономите, и получите более качественный товар – ведь толстая ледовая корочка означает, что продукт не раз размораживался и снова замораживался, и полезных веществ в нем наверняка не сохранилось.
Ситуация 7. Часто на дешевых овощах и фруктах, разложенных в расфасованном виде, стоит цена от более дорогого товара. Если на прилавке десять видов яблок, трудно понять, по какой цене вы выбрали упаковку. А еще их любят взвешивать вместе с подложкой и толстой пленкой, и желательно в день прибытия товара, пока он не усох и не потерял вес. Что делать? Лучше самостоятельно выбирать овощи и фрукты и отдавать продавцу, чтобы он при вас их взвесил. У него же можно и уточнить, какой вы сорт яблок выбрали, и сколько он стоит. Когда вам будут что-то взвешивать, обратите внимание на весы – на них должны гореть нули. Ну и стоит ли напоминать о том, что надо читать состав продуктов, указанный на упаковке, и срок годности?
P. S. Наверняка кто-то подумает: буду я из-за пары (десятков, сотен) рублей раздувать скандал! Это мелочно! Для кого-то пара сотен – не деньги, а для кого-то и два рубля – много. Но дело даже не в этом, а в том, что нас обманывают: нагло и цинично.
А главное – безнаказанно и все потому, что мы сами это позволяем – своим нежеланием потратить пару минут на возврат денег, еще пару – на запись в книге жалоб, и еще пару – на звонок в Роспотребнадзор… Пока мы не пересмотрим свой взгляд на свои права, не изменится и взгляд на нас – как на неистощимый и безропотный источник наживы.
Комментарий
Юрист Светлана Громова:
– Во всех описанных случаях речь в основном идет о небольших суммах. Поэтому люди предпочитают не устраивать скандалов. К тому же, если вы вышли из магазина и обнаружили обман только дома, доказать приобретение лишнего товара будет практически невозможно. Именно на невнимательность и неконфликтность покупателей рассчитывают недобросовестные продавцы. Даже если каждого тысячного покупателя обмануть на рубль, в итоге получится приличная сумма. Судиться с магазином из-за мелкого обмана — дело хлопотное, а возмещение морального ущерба обычно не стоит потраченных усилий.
Однако отметим, что на практике потребители могут отстоять свои права. Знайте, что, просмотрев чек, не отходя от кассы, и обнаружив ошибку, вы вправе не оплачивать покупку — требуйте пересчета. Если покупка уже совершена, но вы заметили обман, требуйте возврата денег.
Если продавец отказывается это делать, вызывайте администратора магазина. Скорей всего он предпочтет решить спор на месте – идти на конфликт и жертвовать репутацией из-за мелочи нецелесообразно. Если общего языка с руководством магазина вы не нашли, оставьте запись в книге жалоб и предложений о нарушении ваших прав — многие продавцы этого боятся. Требуйте привлечения свидетелей, поинтересуйтесь записями видеокамер.
И обратитесь в Роспотребнадзор с жалобой на магазин, чтобы они провели проверку торговой точки. Деньги не вернете, но хлопот обидчикам доставите немало. А если так поступите не только вы, но и многие другие, возможно, в следующий раз, прежде чем подготовить покупателю ловушку, недобросовестный продавец лишний раз подумает: а стоит ли? Вода камень точит…
Факты
• Чаще всего обманывают не пенсионеров – попробуй добавить бабушке к чеку лишних 10 копеек – небогатая, а потому внимательная и вечно ждущая подвоха старушка, обязательно поднимет крик. Жертвы мошенников – беззаботная молодежь, мамы с плачущими детьми и занятые, вечно спешащие деловые люди.
•А еще любимые жертвы коварных кассирш – мужчины. Нередко обаятельная дама, пробивая товары, начинает беззаботный разговор, «строит глазки», а попутно – обсчитывает. Покупатель после общения с такой милой кассиршей, вряд ли станет проверять чек. А если и проверит, то, что вы хотите? Сам виноват – отвлек девушку, вот она и ошиблась…
• Большинство обманов рассчитано на невнимательность. Редкий покупатель проверяет чеки, всматривается в ценники и, тем более, перевешивает фасованные продукты. Особенно стесняются это делать мужчины.
• Между тем, вряд ли бы эти самые стеснительные мужчины сочли «мелочностью» такое поведение, если бы знали, что оставляют в супермаркетах от нескольких тысяч (в малых городах) до нескольких десятков тысяч рублей (в мегаполисах) – ни за что. Таковы данные Российского общества защиты прав потребителей.