Дороги подразделяются на несколько категорий. Обобщённо можно выделить: федеральные, региональные и муниципальные. Естественно, к первым требования выше. В двух Алтаях две такие дороги — знаменитый Чуйский тракт и рубцовская трасса (А-322). Это больше 1100 километров. Но в этом году для наших земляков есть хорошие новости. Ещё две трассы регионального значения передали в ведение федеральных дорожников. В преддверии профессионального праздника — Дня работников дорожного хозяйства – рассказываем, почему качество этих трасс скоро выйдет на новый уровень.
Новый путь к озеру
В этом году сеть подведомственных Упрдор «Алтай» автодорог увеличилась в полтора раза. В крае статус федеральной получила дорога А-321 Барнаул – Павловск – граница с Казахстаном. В Республике автодорога Горно-Алтайск – Артыбаш вошла в состав Чуйского тракта и получила название «Р-256, подъезд к озеру Телецкому». Таким образом сеть «федералов» увеличилась с 1181 до 1731 километра.
Конечно, это вносит корректировки в долгосрочные планы, с другой стороны – это новые вызовы и новые задачи. В последние годы основной была цель, поставленная Правительством РФ, – соответствие нормативным требованиям 85% федеральных дорог. Алтайские дорожники с ней справились. Дороги, ставшие в этом году федеральными, возвращают к прежней задаче – необходимо в кратчайшие сроки привести их в соответствие нормативам. Программа работ, оптимальная с учётом текущего состояния сети, уже составлена.
Что касается дороги на Телецкое озеро, то на баланс предприятия поступило 140 километров трассы. Нормативу соответствует чуть больше четверти её протяжённости. Остальные участки нуждаются в ремонте. За этот строительный сезон приняли только самые необходимые меры и подготовили дорогу к зиме. Проведён ремонт покрытия на отдельных участках, устранены повреждения на обочинах и тротуарах, убрана лишняя растительность с обочин для обеспечения автомобилистам необходимой видимости (покос травы и демонтаж веток), исправлено деформированное барьерное ограждение. Поменяли испорченные дорожные знаки и нанесли разметку из долговечных светоотражающих материалов.
На ряде участков провели срочный локальный ремонт, чтобы не допустить дальнейшего разрушения дорожной одежды в осенний период, когда на покрытия пагубно влияет влага и переход температуры через ноль. На нескольких участках уложили выравнивающий слой.
В целом же на всей протяжённости новой федеральной дороги необходим капитальный ремонт, именно к этим работам дорожники приступят с началом следующего строительного сезона. В долгосрочных планах также ремонт мостов. Из 31 в нём нуждается почти половина.
Готовимся к зиме
Если говорить о трассе А-321, то её значимость для Алтайского края сложно переоценить. Долгие годы отдельные участки этого направления были настоящей болью для автомобилистов. В последние годы сделали хороший участок от Барнаула до Павловска. Движение здесь всегда достаточно интенсивное, к тому же дорога ведёт к международному аэропорту. Дальше трафик снижается, но это один из маршрутов к солёным озёрам. В масштабах страны это один из транспортных коридоров, соединяющих Сибирь с Казахстаном и его столицей Нур-Султан. А нормативному состоянию, с точки зрения федеральных требований, соответствует всего одна пятая её часть.
Сейчас уже конец строительного сезона, поэтому главная задача — подготовить эту дорогу к зиме. Оперативно выделено финансирование на её содержание. Также на ней выполнили ремонт и замену покрытия на локальных участках, общая площадь составила более 20 000 квадратных метров. Трещины залили битумной мастикой, что позволит предотвратить дальнейшее разрушение при морозах. Вырубили кустарники в полосе отвода и на откосах земляного полотна, чтобы избежать образования снежных заносов в метель. В Павловском, Ребрихинском и Родинском районах заменили 128 пришедших в негодность дорожных знаков. В Кулундинском и Ключевском районах восстановили щебёночное покрытие с помощью добавления нового материала.
Для содержания этой дороги зимой и обработки покрытия по нормативам требуется 20 тысяч тонн песко-соляной смеси. Большую часть уже заготовили, оставшийся объём сформируют к 1 ноября. Зимой для снегоочистки и обработки покрытия на линию смогут выйти 98 специализированных машин.
Щебёнке здесь не место
У специалистов было время оценить масштаб работы, определить первоочередные мероприятия. К тому моменту, когда А-321 приняли в оперативное управление, уже сверстали предварительный план на ближайшие годы. Работа пойдёт в нескольких направлениях. В первую очередь – капремонт от Мамонтово в сторону Кулунды. Стройку начнут в следующем году, параллельно с этим будет идти проектирование следующих участков.
Начнётся ремонт дороги от Барнаула до аэропорта и далее до села Шахи и на обходе Павловска. У некоторых земляков включение в программу этих участков вызывает недоумение, ведь дорога после Мамонтово в гораздо худшем состоянии. Но это объяснимо. Если там, где полотно только начало разрушаться, не провести ремонт сейчас, то, скажем, через пять лет, простыми инструментами уже не обойтись: разрушения достигнут нижних слоёв дорожной одежды. Там, где деформации минимальные, достаточно будет устроить защитный слой, который повысит транспортно-эксплуатационные свойства покрытия, увеличит ровность и коэффициент сцепления колёс автомобилей с дорогой, остановит дальнейшее образование деформаций. Если всего этого не делать, за тот период, пока идёт капремонт сложных участков, те, которые сегодня в нормальном состоянии, придут в негодность.
Перед Кулундой на трассе есть 45-километровый участок в щебёночном исполнении. Такого на федеральных трассах быть не должно. По сути, здесь будет полноценная стройка новой дороги. Предварительно работу разделили на четыре этапа, участки в среднем по 12 км. К строительству надеются приступить в 2022 году, одновременно с этим будет идти проектирование следующего. Все работы займут пять-шесть лет. В целом предварительный план работ у федеральных дорожников готов до 2030 года. Сюда входит капремонт 100 км, ремонт 213 км и устройство слоёв износа на 72 км дороги. Таким образом постепенно всю дорогу приведут в порядок.
«По самым предварительным подсчётам, в соответствии с ценами этого года на все перечисленные выше мероприятия понадобится около 10 млрд рублей. Эта цифра приблизительная, потому что стоимость каждого объекта определяют при подготовке проектно-сметной документации, после чего она должна получить одобрение в Главгосэкспертизе, – пояснил начальник ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский. – Контроль за расходование бюджетных средств очень тщательный. Разумеется, такие масштабные работы потребуют времени. Просим автомобилистов, гостей и жителей края набраться терпения и поверить, что мы прилагаем все усилия, чтобы сделать новую федеральную трассу безопасной и комфортной для всех участников движения».
Кстати
Срок службы верхнего слоя покрытия в среднем составляет пять лет. Каждый год нужно ремонтировать примерно 15–20% сети. Такой подход позволяет экономить значительные средства, ведь именно покрытие защищает нижние слои дорожной одежды от разрушения, а их ремонт обходится значительно дороже. Благодаря этому стало возможным говорить об увеличении вдвое сроков между капремонтами и ремонтами: теперь они 24 года и 12 лет соответственно.
Уважаемые работники дорожной отрасли!
Поздравляю вас с Днём работников дорожного хозяйства!
В этом сезоне на федеральных трассах в Алтайском крае и Республике Алтай работы шли более чем на 160 км. Со всеми поставленными задачами наши подрядчики справились достойно. На будущие годы планы не менее масштабные, предстоит много работы, и есть уверенность, что профессионализм и мастерство наших дорожных организаций позволят достичь намеченных целей. Спасибо вам за ваш труд и ответственное отношение к делу! Желаю успехов, здоровья и благополучия, новых километров качественных дорог!
С праздником!
Начальник ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский.