Деградация села началась с того, что в него перестали ходить рейсовые автобусы из районного центра. Выстроенные ещё в советские годы кирпичные автобусные павильоны по всему селу быстро заросли травой, а потом их по кирпичику растаскали местные жители.
В отсутствие регулярного транспортного сообщения в селе пришёл в негодность уложенный асфальт, закрылись некоторые магазины, был разрушен ветеринарный пункт и пилорама. Большое, богатое, с полуторатысячным населением село стало вымирать. Ещё пока работает школа, подкрашивают перед Днём Победы памятник павшим воинам, но жизни в селе становится всё меньше – даже окрестные поля обрабатывают не сельчане, а сторонний фермер, взявший их в аренду.
Прокатиться с ветерком
В стародавние времена, до прихода в край эффективных собственников и управленцев, в село, являвшееся центром сельсовета, автобус ПАЗ-672 ходил из райцентра три раза в день. Все сельчане ездили по делам в райцентр – утром туда, вечером обратно. Времени хватало и в больницу на приём сходить, и на рынок заглянуть.
Сегодня каждый выезд из села сопряжён с задачей – как доехать - где найти попутку. Вызывать такси из райцентра – самый накладный, и потому крайний, вариант. Если раньше поездка в город была доступна каждому, то сегодня некоторым приходится занимать деньги, чтобы съездить на приём в больницу.
Нельзя сказать, что в советские годы рейсовый транспорт ходил до всех сёл Алтайского края. Из села Чайное Чарышского района всегда надо было выбираться на перекладных. Но 200 жителей села приучились решать вопросы достижения цивилизации самостоятельно. Через ближайшее село Маяк автобусы всегда ходили и будут ходить – оно на пути из Барнаула в райцентр.
Но не всем везёт оказаться на магистрали. Жители села Стародраченино в Заринском районе, а это почти тысяча человек, неожиданно оказались без рейсового транспорта.
Люди – груз особенный?
До Заринска 17 километров, но и их надо преодолеть. По словам жительницы села Олеси ГЕЙС, раньше ходил автобус, который дотировала администрация – три раза в день, как часы. Пассажиров было всегда много – люди привыкли решать свои проблемы в городе, некоторые в Заринске работали. А тут автобус отменили. Люди растерялись. Некий предприниматель пытался возить людей на своём транспорте, но быстро понял, что это невыгодно. Жители стучались в разные инстанции, писали письма даже Президенту, в итоге с подачи администрации края в село пустили автобус. Один. Один раз в неделю. Цена поездки – 150 рублей. Это очень дорого, но народу в автобусе всё равно много – ехать-то надо. А такси из Заринска для сельчан слишком накладно – 500 рублей. Для сравнения, билет на рейсовый автобус из Барнаула до Павловска обходится пассажиру в 120 рублей за 60 километров – два рубля километр. А здесь почти 9 рублей за километр. По установившимся в стране тарифам на перевозку – это дешевле, чем перевозка коммерческих грузов в изотермических фургонах, но чуть дороже, чем доставка грузов тентованной «Газелью». Люди – груз особенный, тариф соответствующий.
В Заринском районе подобная ситуация с исчезновением пассажирских перевозок сложилась в сёлах Воскресенка, в 25 километрах от города, и Новозыряново, в 18 км от Заринска. Это ещё тысяча жителей района. Воскресенка, к примеру, считается труднодоступным селом с четырьмя сотнями жителей, но имеющим школу и дом культуры. Селу 200 лет и раньше оно называлось деревней Простакишино. Но с таким вектором развития может превратиться скоро в новое Простоквашино. С домами «живите, кто хотите», последним почтальоном и жителями, переехавшими за речку Татарку в город.
В других районах края ситуация аналогичная и даже хуже – тысячи жителей региона не могут быстро попасть в райцентр или столицу края и вынуждены искать оказию. Даже по официальным данным автобусы ходят только в 1254 из 1598 сёл, учтёных Всероссийской переписью населения. В реальности таких сёл, вероятно, больше четырёхсот.
Так, в Троицком районе причиной прекращения транспортного сообщения между райцентром и двумя сёлами – Гордеевкой и Новоеловкой – стал кадровый голод на местном автотранспортном предприятии. По информации директора АТП Владимира ШУМКОВА, из 14 водителей – 10 пенсионеры. Зная, что старичков надо менять, транспортники направили на учёбу семерых молодых водителей, но ни один не вернулся – нашли места «потеплее». Теперь 22 километра до Троицкого жители сёл вынуждены преодолевать на своих машинах или такси, что очень дорого для семей с ребятишками, которым часто приходится ездить в районную больницу.
Перевозки по карману
Помимо кадровых проблем, нормальному автобусному сообщению сёл края мешает экономика. Когда власть одинаково равнодушна к платёжеспособности жителей села и экономической состоятельности автоперевозчиков – найти устраивающий всех компромисс по цене билетов очень сложно.
Рентабельность пассажирских перевозок редко превышает 10-15%, да и то лишь в тех случаях, когда владелец бизнеса жёстко просчитывает каждую копейку. Нередко автобусы приобретаются на заёмные средства или в лизинг, что ещё больше снижает рентабельность.
Пятая часть от доходов – это расходы на текущий ремонт и обслуживание. Чем больше суточный и месячный пробег – тем чаще плановые ТО, плюс затраты на страховку, шины и незапланированные ремонты, которые с нашими дорогами возникают раньше, чем хотелось бы. Плюс необходимость устанавливать на автобус систему ГЛОНАСС и многое другое. А если в селе проживают 500 человек, то полной загрузки автобуса для рейса не дождаться. При такой бухгалтерии и 150 рублей за билет могут оказаться нерентабельными, но при этом неподъёмными для жителей села.
Понятно, что краевая власть напрямую не влияет на исчезновение рейсовых перевозок между сёлами. Всё регулирует «невидимая рука рынка» помноженная на деградацию экономики села. С каждым годом разрыв между затратами перевозчиков и платёжеспособностью населения края растёт. Сказки о высоких доходах жителей сёл края остаются либо сказками, либо своеобразным подходом к статистике, когда доходы успешного фермера экстраполируются на всех жителей села.
Власть предпочитает проблем не замечать и в порыве самолюбования заявляет о том, что «слухи о гибели алтайского села оказались, мягко говоря, слегка преувеличенными, аграрный сектор жив и развивается достойным образом». Что ж, возможно. Из высоких кабинетов виднее. Только в райцентр всё равно ездить не на чем.
Кстати
По данным Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), всего в Алтайском крае и Рес- публике Алтай осуществляют деятельность на автотранспорте 3107 подконтрольных хозяйствующих субъектов. 513 из них являются владельцами лицензий на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
За прошлый год выдано 47 лицензий и 50 лицензий переоформлено. Отказано в выдаче лицензии 5 соискателям за несоответствие лицензионным требованиям и 8 лицензиатам отказано в переоформлении лицензии за несоблюдение лицензионных требований.
За 2016 год проведено 890 проверок предприятий, организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере автомобильного транспорта. По итогам проверок выявлено 1878 нарушений, выдано 361 предписание на их устранение. Проведено 628 рейдов на линиях.
В прошлом году на лицензируемом автотранспорте Алтайского края допущено 122 ДТП – ранено 164 человека, погибли 2 человека. В 41% ДТП, совершённых по вине водителей владельцев лицензий, произошло падение пассажира. В 21% – столкновение с другим транспортным средством, в 26% – наезд на пешехода, в 7% – наезд на препятствие. В одном случае произошло опрокидывание автобуса.