Примерное время чтения: 9 минут
223

Берегись автобуса! Что делать, если поездка закончилась плачевно?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. "АиФ-Алтай" 19/11/2014
Виктор Крутов / АиФ

Буквально шокирующий случай недавно произошёл в Барнауле. Ранним утром на ул. Алексеевой из движущегося по маршруту №41 автобуса… выпала девочка. Запись с видеорегистратора свидетеля ЧП облетела Интернет в считанные часы.

На ней видно: пассажир выпал из автобуса в сугроб, водитель приостановился, но на помощь ребёнку не поспешил и… продолжил движение. Чудом школьница не пострадала, хотя «шансы» оказаться под колёсами у неё были…

Как «дрова»?

Вероятно, дверь автобуса не была закрыта, но как такое «выпадение» в принципе могло случиться, покажет проводимая по факту проверка. Следствию предстоит выяснить всё, а также проверить действия водителя на наличие признаков состава преступления по ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей).

Тема противостояния пассажиров и водителей общественного транспорта была и остаётся актуальной, это подтверждают письма и звонки в редакцию. Яна С. на пл. Октября медленно выходила из переполненного автобуса спиной, чтобы взять на руки маленькую дочку. Но как только взрослый пассажир покинул салон, дверь начала закрываться, автобус тронулся – водитель остановился только тогда, когда весь автобус в голос закричал: «Остановитесь, ребёнка забыли!». Забывать его мама не планировала, просто за прытью наших водителей сложно угнаться.

– Дочка в крик, у меня руки-ноги трясутся, люди на остановке ахают, – рассказывает Яна. – Стресс для обеих невероятный. Разревелась от обиды. Ну, почему нас возят, как «дрова», почему к пассажирам относятся так по-скотски? Номер автобуса не успела запомнить, по маршруту нашла перевозчика. Позвонила, назвала остановку, точное время, даже цвет автобуса, пожаловалась. И что вы думаете, несмотря на знаменитый ГЛОНАСС, мне сказали: «Ой, что-то вы напутали, может, маршрут не тот, может, время не то, но наших автобусов там быть не могло». Я была вынуждена сказать, что так этого не оставлю – хотя разбираться не было ни сил, ни желания – пообещали «поискать ещё» и перезвонить. Перезвонили через неделю: «Водитель лишён ежемесячной премии, с ним проведён дополнительный инструктаж с разъяснением должностных инструкций. Приносим наши извинения». Очень похоже на стандартную отговорку, ну, да Бог им судья!

Чаша терпения

Резко тормозят, резко трогаются, мчат по обочинам и «встречкам» – и это далеко не все претензии пассажиров. Недавно в редакцию пришла пожилая женщина интеллигентного вида. Инвалид, пенсионерка, обладательница социального проездного билета жаловалась на хамство водителей. Последней каплей стала история с оскорблениями…

– Я не впервые сталкиваюсь с тем, что нас – пенсионеров – за людей не считают, – говорит Людмила Семёновна. – Но чашу терпения переполнил водитель 35-го автобуса. Самое мягкое, что он говорил в мой адрес: «Старые вонючки! Как вы достали своей медлительностью! Ездят бесплатно, работать не дают! Да чтоб вы все сдохли! И ты, корова старая, рот свой заткни! «. Я оскорбилась и пожаловалась. В «отписке» – иначе эту бумажку не назовёшь – написана ахинея какая-то. Меня то Сергеевной величают, то Семёновной, да и фамилию переврали. Водитель Щербаков был вызванА на административную комиссию и с неЁ взята объяснительная. Он вроде был мужского пола, когда мне хамил. Лишили премии, провели инструктаж (ответы, похоже, стандартные для всех, что устно, что письменно – прим. ред.). Уж не знаю, кто исполнитель (безответственный, безграмотный!), но подписал бумажку генеральный директор «Евробус-плюс». Неприятно. И стыдно за них за всех.

Вот такие непридуманные истории. И их много, не меньше, чем жалоб на работу общественного транспорта. Но и жаловаться нужно с умом. Как пояснили в администрации Барнаула, для принятия мер к водителям и кондукторам необходима точная информация о дате, времени, маршруте, государственных регистрационных знаках автобусов, экипажи которых допустили нарушения правил работы на линии.

Будьте добрее!

Если компания-перевозчик не отреагировала должным образом на обращение, то с вопросами, жалобами и предложениями по работе общественного транспорта можно обращаться в комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи: ул. Короленко, 58, по телефону 291-141, а также на электронную почту dorkom@barnaul-adm.ru. Расписание движения общественного транспорта, а также актуальную информацию по движению можно узнать в центральной диспетчерской службе по тел.: 46-99-87, 46-99-86.

А ещё нам пояснили, что причин для расторжения договоров с компанией-перевозчиком не так много, но обилие жалоб пассажиров не входит в их число. А причины: выполнение действующего расписания маршрута, с регулярностью менее 85% в течение 3 месяцев подряд; рост ДТП по вине водителей автобусов на 25% по отношению к предыдущему кварталу; неоднократные отклонения автобусов от утверждённой схемы маршрута; установление факта работы на маршруте автобусов, не указанных в договоре на обслуживание.

Конечно, не стоит говорить, что все водители и кондукторы – халды и хамы. Много профессионалов – ответственных, доброжелательных, надёжных, и наверняка их гораздо больше, чем нами упомянутых. Но ведь ложка дёгтя всегда может испортить бочку мёда. Уважаемые водители, мы – пассажиры – доверяемся вам, мы хотим передвигаться комфортно и безопасно!

Мнение эксперта

Юрий ШАТАЛОВ, автоюрист, наш эксперт:

– Если пассажир получил в общественном транспорте телесные повреждения, даже если просто синяк, царапину или ссадину, данное событие возможно квалифицировать как ДТП. Требуйте водителя немедленно остановиться, вызывайте «скорую помощь» и звоните с сотового телефона по номеру 020 для вызова сотрудников ГИБДД. Если водитель автобуса не отреагирует, то в дальнейшем его можно привлечь к административному наказанию за сокрытие с места ДТП. А в случае квалификации на лёгкий, средний вред здоровью – к ответственности по ст. 12.24 КоАП РФ, за тяжкий вред – ст. 264 УК РФ. Есть специальный закон ФЗ-67, позволяющий получить страховую выплату за полученные травмы, – перечень утверждён Постановлением Правительства РФ к указанному закону.

Мнение власти

Станислав ТЕТЕРЯТНИК, председатель комитета информационной политики администрации Барнаула:

– Ежедневно в перевозке горожан задействовано порядка 1000 единиц подвижного состава. Увы, не исключены случаи низкой культуры обслуживания со стороны кондукторов и водителей. При поступлении такой информации комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи администрации Барнаула оперативно принимаются меры в соответствии с действующим законодательством, при необходимости с привлечением федеральных надзорных органов – ГИБДД и Межрегионального УГАДН по Алтайскому краю и Республике Алтай. Случаи расторжения договоров за ненадлежащее исполнение перевозчиком договорных обязательств имеют место. Так, в текущем году уже расторгнуто 3 договора.

Мы – не вещь!

Сергей КАНАРЁВ, член Общественных палат АК и Барнаула:

– Наша бабушка, давнишняя прихожанка Свято-Никольской церкви. Поход в храм для неё событие. И несмотря на свой преклонный возраст, а ей уже 86, посещает она его часто. В то августовское утро бабушка привычно отправилась в храм. На нужной остановке она решила сначала пропустить спешащих на работу людей и тем самым сделала роковую ошибку. В силу возраста выходила она из автобуса не быстро и последней. Не успела сделать и шага от хлопнувшей за спиной дверью, как стремительно отъезжающий автобус нанёс ей сокрушительный удар, распластав на тротуаре. Спешка водителя автобуса маршрута №20 стоила нашей бабушке сломанного бедра. Своего «обидчика» она уже простила, запретив родственникам предпринимать попытки наказать его. Похоже, в полиции и рады этому. Несмотря на все оформленные документы и соблюдённые процедуры, по прошествии более чем двух месяцев, как нам кажется, ничего не делается. Хотя произошло ДТП с тяжёлыми для жизни последствиями. Скорей всего значимых последствий для лихача-водителя и его компании не будет. Как заверили знающие люди, в автобусных компаниях весьма эффективные службы безопасности. Бывшие сотрудники правоохранительных органов знают все «входы» и «выходы» и могут обеспечить защиту материальных интересов своих работодателей. Водители же, зная это, позволяют себе хамство, нарушение правил безопасного провоза пассажиров и другие небезопасные действия.

Пережив всё это, задумываешься, почему так. И приходишь к неутешительной мысли, что наше общество не хочет становиться гуманнее. Особенно это чувствуешь, становясь клиентом автобусных компаний. В одно мгновение ты превращаешься из человека в кошелёк с 15 рублями. И важно из этого кошелька побыстрей эту денежку достать. А то, что ты можешь быть не очень расторопным, достаточно самостоятельным, случайно оказаться без денег в морозный день, уже никого не волнует. Ты же вещь – кошелёк! Вся система заточена на изымание денег, а не на оказание качественной услуги для живого человека, имеющего слабости. Поэтому мы ещё долго будем читать на различных интернетовских форумах «Водители автобусов – вы звери!!!».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах