Примерное время чтения: 4 минуты
2931

Алтайская чугунка. 210 лет прародительнице железных дорог мира и России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. "АиФ-Алтай" 23/01/2019

О том, как этот и другие инженерные проекты наших земляков Козьмы Фролова (1726-1800) и его сына Петра Фролова (1775-1839 гг.) определили технический прогресс в проектировании и строительстве железных дорог мира, рассказывает АиФ-Алтай.

Отец и сын

Горного инженера Козьму Дмитриевича Фролова направили в 1763 году на Змеиногорский рудник для механизации производства. Работая на Алтае, он построил лежневую дорогу, придумал самоопрокидывающуюся тележку, передвигавшуюся по деревянному настилу из продольных брусьев-лежней на прочных канатах и доставлявшую руду к месту переработки.

Видимо, изобретательская смекалка по наследству передалась и сыну Козьмы Дмитриевича – Петру, который стал выдающимся организатором горнозаводского производства на Алтае, занимался проектированием и строительством железных дорог в России.

Петр Козьмич Фролов - инженер, изобретатель, губернатор. Фото: Википедия 

В 1806 году он представил горному ведомству свой проект чугунной рельсовой дороги от Змеиногорского рудника до Корбалихинского сереброплавильного завода. Замысел был грандиозным: построить железную дорогу в 300 км! Дело сулило такую очевидную выгоду, что проект был принят, но... Денег дали на строительство только 2 километровой дороги – от рудника до Змиевскго сереброплавильного завода.

Первая в России чугунная дорога на конной тяге была сдана в эксплуатацию в 1809 году. Ее обслуживали всего два человека и две лошади. Но экономический эффект от чугунки был огромен: она позволила в 500 раз сократить барщинные отработки приписных крестьян на перевозке грузов, скорость доставки руды на завод увеличилась, соответственно увеличилось количество серебра, меди, свинца для нужд государства Российского.

Фроловская чугунка на Алтае исправно «работала» 25 лет.

«Сибирский Стефенсон»

В политической истории России Петр Козьмич известен как губернатор Томской губернии (при нем губерния управлялась из Барнаула), сенатор. Но специалисты-путейцы, историки железнодорожного транспорта называют его сибирским Стефенсоном. Хотя англичанин Джордж Стефенсон испытал свой паровоз только в 1814 году, когда чугунка с инженерными сооружениями русского Фролова вовсю работала!

А технических изобретений и инженерных придумок Фролов сделал немало. Например, он придумал и построил переносные рельсовые пути. Принцип поворотных кругов, созданных им для движения вагонеток с рудой, до сих пор используют и на железной дороге, и на трамвайных путях, и в

строительных и ремонтных судоверфях…

Изобретением на века стал сконструированный Фроловым первый виадук. Подобное мостовое переездное сооружение в Европе появилось только через 13 лет, а в Америке – через 17 лет.

Вошла в путейные стандарты многих стран и ширина дорожной колеи, предложенная Петром Фроловым. Она равна 1067 миллиметрам. Только вот называется она капской колеей (от названия Капской провинции Англии, нынешнего региона ЮАР). Кстати, во всем мире проложено примерно 112 тысяч км дорог с такой колеей. На территории России около тысячи километров дорог с такой колеей были на Сахалине после освобождения его от японцев в 1945 году. Спустя годы железные пути на острове были перестроены под общегосударственные стандарты ширины – 1520 миллиметров. ]

Ну а что касается змеиногорской чугунки – главного путевого «детища» сибирского инженера-изобретателя Петра Фролова, то она пролежала в окрестностях Змеиногорска аж до 1949 года.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах