Не все ездят на личном автомобиле зимой. Для кого-то он лишь средство летнего передвижения на дачу и с дачи. Поэтому страхование обязательной гражданской ответственности производится такими водителями не на год, а на полгода, а то и три месяца – благо, такая возможность прописана в законе.
Платите больше?
Когда жительница Барнаула Ольга пришла в свою страховую компанию, она не ждала сюрпризов – оплаченный срок страховки закончился в октябре прошлого года, но формально договор действовал до конца апреля текущего года. Однако в немедленном заключении нового договора ОСАГО ей отказали, сославшись на необходимость ждать месяц. Якобы из-за большой очереди на полисы.
Реальная причина отказа в страховании Ольге понятна, так же как и всем автомобилистам края – страховые компании ждут апреля, когда будет повышена стоимость ОСАГО, и отказываются выдавать полисы в день обращения, записывая в очередь на апрель-май. Либо предлагают дополнительные страховые услуги. Многие соглашаются – чем ждать месяц и не ездить на машине, проще купить ненужную страховку за тысячу рублей.
В апреле в Алтайском крае, как и по всей стране, увеличится базовый тариф по ОСАГО – на 40%. Плюс к нему с 5 до 20% расширен «тарифный коридор». Официально повышение тарифов связано с увеличением с 1 апреля размера страховой выплаты за вред жизни и здоровью потерпевших (со 160 тыс. до 500 тыс. рублей) и удорожанием запасных частей и комплектующих для автомобилей. В ряде областей дополнительно разрешили повысить до 25% региональные коэффициенты, но край пока пересматривать региональный коэффициент не будет. И без этого общее удорожание полиса ОСАГО в полтора раза будет ощутимым для автовладельцев.
Защитники автовладельцев уверены – новые тарифы приведут к массовому отказу граждан от страхования. До 20% водителей при таких тарифах могут просто перестать страховаться. Многие годами ездят осторожно, без аварий, а обещанного снижения стоимости страхования по системе бонус-малус так и не получают. Номера за отсутствие полиса уже не снимают.
Жалобы не слышат
Попытки пожаловаться на страховщиков в крае могут оказаться бесплодными. По наблюдениям автомобилистов, Алтайское УФАС рекомендует обращаться в прокуратуру. Прокуратура отсылает в Роспотребнадзор, тот направляет заявителей в краевое Управление Центробанка, который кивает головой на главный офис в Новосибирске – путь не быстрый.
По мнению Виктора КЛЕПИКОВА, президента федерации автомобилистов России в Алтайском крае, ОСАГО на сегодняшний день – услуга бесполезная, страховка должна быть добровольной. По сути, все годы, которые существует ОСАГО, автовладельцы ходят по судебным инстанциям. И выплаты осуществляются через суд, – как и до того, как появилась услуга ОСАГО. «Я давно выступаю за отмену обязательного страхования. И если его отменят, то ничего страшного не случится. Люди всё равно будут продолжать ездить. Часть будет добровольно страховаться, часть не будет страховаться вообще», – сообщил он.
Евгений СМИРНОВ, заместитель директора Алтайской федерации автомобильного спорта, считает, что прежде чем изобретать что-то новое или поднимать тарифы, нужно повысить дисциплину страховых компаний. Пока страховые компании не упрощают жизнь владельцу автомобиля, и после аварии пострадавшим приходится пройти девять кругов ада, чтобы разобраться со всеми возникшими перед ним проблемами.
Как поведут себя автомобилисты края с новыми тарифами – пока не известно. Но ГИБДД края предупреждает – в случае просроченного полиса или отсутствия страховки автомобилисту грозит штраф в 800 рублей. А если случится ДТП – виновнику придётся оплачивать ремонт машины из своего кармана.
Кстати
По оценкам юристов, нервотрёпка с полисами ОСАГО может закончиться в июле. Летом планируется внедрить электронную систему оформления ОСАГО, которая избавит граждан от очередей и навязывания дополнительных услуг.