В Солтонском районе семья решила изолировать от школы троих детей. Пройдя все инстанции и ведомства, родители получили право на семейную форму обучения – знания детям дают отец и мать, а в школу ребятишкам ходить нужно лишь раз в четверть – на аттестацию. По итогам третьей четверти в этом году дети, мальчики 8 и 9 лет и 11-летняя девочка, получили по большинству предметов оценки «удовлетворительно».
Кришнаит или болеет?
По наблюдению Надежды МИХАЙЛОВИЧ, директора средней общеобразовательной школы села Карабинка, детям нравилось учиться в школе. Но родители решили по-другому. Глава семейства Фёдор Ткач объяснил своё решение тем, что в школе обучают, но не воспитывают, а для их религиозной семьи воспитание в духе православных традиций важнее, чем обширные знания.
Обычно, когда заходит речь о ребёнке, который не ходит в школу и обучается дома, первый вопрос: он кришнаит или болеет? В глазах большинства из заданной государством системы образования «ясли – детский сад – школа – университет» самым неизбежным элементом для ребёнка выглядит школа.
Однако существуют и другие дети, не из религиозных семей и без ограниченных возможностей, которые не посещают школу. Это дети, родители которых не захотели ограничивать развитие ребёнка рамками школьной программы.
На Западе домашнее обучение, или хоумскулинг, – достаточно распространённое явление. Но в условиях нашей страны хоумскулинг затруднён – государство требует, чтобы все дети показывали определённый уровень знаний по всем предметам в определённые сроки. Почти единственной формой обучения без педагогов и школы остаётся семейное образование – родители заключают договор со школой, в котором указаны формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ.
Против унификации
Времена, когда все ходили строем, канули в прошлое. Современное общество в разных сферах своей деятельности испытывает влияние множества идей, порой противоположных. Система образования – не исключение. Одна из тенденций – стремление к унификации, которые выгодны государству и крупному бизнесу – воспитание правильного избирателя и идеального потребителя. Другая тенденция – реклама индивидуализма, личного успеха, когда важно прийти к финишу первым, опередив остальных. Школа, в большей степени, служит целям унификации, хотя профессиональные педагоги по собственной инициативе стараются воспитать в учениках самостоятельность и стремление к самообразованию. Но времени у них на это мало.
По мнению Елены СТЕПАНОВОЙ, кандидата политических наук, современная система образования, созданная в девятнадцатом веке в ответ на индустриализацию, уже не отвечает современным потребностям. Так, давно признано, что дети усваивают материал в разном темпе, а учитель в школе физически не может работать индивидуально с 27-32 учениками в классе.
Мать троих детей Людмила ЕРОХИНА, сыновья которой уже третий год успешно учатся на семейном образовании, считает, что только дома можно самостоятельно определить, когда эффективнее заниматься учёбой, а когда любимыми делами. Можно изменить акценты в содержании образования, учитывая склонности ребёнка, можно выбирать учебники и программы.
– Детей нужно учить не только считать и писать, – считает она, – их надо научить жить, контролировать своё время, самостоятельно находить информацию, работать с книгами, разбираться с заданиями, заниматься углублённо теми делами, которые нравятся. Ребёнок дома окружён вниманием, чувствует заботу, ощущает безопасность. Ребёнок сам решает, насколько глубоко он хочет изучить ту или иную тему. Есть время до аттестаций, есть предметы, которые нужно сдать, есть свобода и ответственность за свой выбор. Можно спокойно прочитать весь учебник по ОБЖ не за год, а за пару дней, а потом пойти в поход с папой и научиться разжигать костёр, строить убежище, добывать воду, перевязывать раны.
Многие учителя воспринимают семьи, перешедшие на семейное обучение детей, скептически – им кажется, что это очередная мода, эксперимент, заумь родителей. Аргументы противников внешкольного обучения: без школы дети не социализируются, не получают фундаментальных знаний, не все родители могут эффективно организовать обучение детей.
Аргументы сторонников семейного образования указывают на недостатки школы, где подменяют ориентацию детей на знания ориентацией на оценки, поддерживают нездоровую конкуренцию между учениками.
Так или иначе семейное образование как явление набирает обороты. И далеко не всегда исход из школы совершается по религиозным причинам. Однако станет ли явление массовым – судить пока рано. Возможно, кто-то, пройдя через семейное обучение, вырастет, выучится и станет определять новую повестку образования в стране.
Кстати
Больше всего детей на семейном обучении в крупных городах – в Москве их число давно перевалило за тысячу. Но и в Барнауле во многих школах есть дети, которые обучаются самостоятельно – возможность этого прописана в уставах многих школ края. По закону, деньги на образование в стране следуют за ребёнком – если он обучается в школе – их выделяют школе, если дома – деньги должны выплачивать родителям. На практике с этим есть сложности. До 2012 года на детей, обучающихся на семейном образовании, школе выделяли финансирование такое же, как и на других учеников. Часть средств школа оставляла себе за аттестацию и консультации, а основную – перечисляла родителям. После принятия нового закона об образовании решение этого вопроса перешло в ведение региональных властей. От оплаты компенсаций отказались некоторые регионы, в том числе Алтайский край.
Иностранный опыт
В Европе и Америке существуют различные методы и формы домашнего обучения. Многие из них хорошо методически разработаны и являются популярными. Одной из оригинальных методик является «проектное обучение» (unit study), когда изучение большинства предметов строится вокруг одной темы. Например, вокруг пиратов. Изучается история времён пиратства, география действий, порты, морская тематика – корабли, морские течения, питание. Плюс отображение темы в искусстве – в картинах, в литературе – в том же «Острове сокровищ» Стивенсона. Итогом такого обучения может стать сочинение от имени юнги на пиратском корабле.
В проектном подходе обучение легко подстраивается под разные уровни подготовки детей, и с его помощью можно одновременно обучать детей разного возраста. Так, старшеклассники могут готовить доклад о биоразнообразии болота, а младшие школьники – рисовать лягушку и комара.
Комментарий
Елена Степанова, кандидат политических наук, мама троих детей:
– Наш выход из «системы» был постепенным. Одним из шагов к семейному образованию стала тяжёлая травма в школе. Пока два месяца ребёнок восстанавливался, мы занимались уроками сами. Когда пришли в школу, обнаружили, что опередили одноклассников недели на две. Получалось, что заниматься по час-полтора эффективнее, чем проводить время в школе 4 часа.
Уже к окончанию сыном первого класса, я поняла, что школа не даёт того, что хочется ребёнку, что ему понадобится в будущей жизни. Многие заявленные предметы давались номинально, целые блоки оставались на изучение на каникулы, а некоторые уроки просто отбивали желание учиться. По словам сына, все учителя постоянно кричали на детей.
Мы приняли решение перейти на семейное образование, когда можно самим выбирать учебники и другие материалы, заниматься в удобное время, в своём темпе, не отвлекаться на других детей. Дома мы много проводим опытов, решаем занимательные задачи, выбираем тему для занятий по запросам ребёнка. Ребёнок часто учится блоками. То математикой месяц-два занимается, то английским увлечётся. А бывает, что нужно устроить каникулы, потому что требуется «перезагрузка данных», осмысление пройденного или просто отдых.