Разговор двух «первоклассных» мам, пришедших встречать своих детей после уроков.
– Ваш, кроме школы, еще где-нибудь заниматься будет?
– Да вы что! Пусть сначала здесь привыкнет; посмотрим, как с нагрузками справляться будет, потом уж подумаем… А ваша что?
Из чего выбираем
– Мы вообще-то полтора года уже в танцевальной студии занимаемся, а сейчас дочка ещё на рукоделие записалась и в «музыкалку» очень просится.
– Голубушка, пожалейте ребёнка, она ж у вас света белого не увидит!
– Она на меня та-а-ак глянула, будто я садистка, – пересказывала потом диалог знакомая редакции Ольга, мама первоклашки Дашеньки, которая, кажется, хочет поучиться везде, всему и сразу.
– Что же я ребёнку инициативу на корню губить буду? – рассуждает Ольга. – Я сама в школьные годы и в ГДЮЦ (городской детско-юношеский центр) ходила, и в волейбольной секции занималась, в старших классах – ещё и в театральной студии при ДК. Интересно же! И аттестат у меня при этом без троек, и хронический недосып только в университетские годы заработала. Так что пусть Дашуня занимается, где хочет, будет уставать – бросить никогда не поздно.
Вопрос, «отдавать» ли ребёнка куда-нибудь сверх школы, встаёт, пожалуй, у всех родителей, у кого чада не растут, как трава во дворе. Правда, некоторые ровно в тот же момент сами себе категорично отвечают на вопрос, с тем и «закрывают» тему дополнительного образования для чада. А ответы – это видно по мнениям некоторых наших читателей – такие: «всю систему развалили» (в смысле: некуда детям податься) или «ничего бесплатного не осталось» (в смысле: нашей семье никакие занятия для ребёнка не потянуть).
Ну, давайте посмотрим. Данные, предоставленные нам Главным управлением образования и молодёжной политики Алтайского края, не позволяют разделить мнения некоторых сограждан, что система допобразования развалена. «Комнаты школьников», бывшие почти в каждом городском микрорайоне, кажется, единственная безвозвратная потеря советских времён в этом смысле. «Дома пионеров» трансформировались в городские или районные центры детско-юношеского творчества, живы станции юных техников, станции юных натуралистов; спортивные секции, «кружки рукоделия» для девочек и мальчиков и другие при школах… И эти «предложения» сосредоточены далеко не только в городах.
– Сельскому ребёнку при желании есть чем заняться, – уверяет Анна ПИГИНА, директор Петропавловского районного Центра детского творчества. В нём по четырём направлениям работают 26 объединений (секций, кружков, студий – не суть важно), в которых сейчас занимаются 312 ребятишек разного возраста. Хочешь, пой или танцуй (при том, что в районе есть Школа искусств), или занимайся спортом (ДЮСШ в Петропавловке тоже имеется), или туризмом, или учись творить руками (деревообработка, мягкая игрушка, оригами, квиллинг и т. п.), вливайся в экологическое движение и т. д. В Центре также есть группа раннего развития, и педагоги занимаются с детьми-инвалидами. В нём самом непосредственно работают пять педагогов и восемь т. н. совместителей занимаются с ребятами в других сёлах района на базе школ.
Спонсор так спонсор…
«В нашей спортшколе занятия спортивной аэробикой с 7 лет бесплатны, но есть 100-рублёвый спонсорский взнос и 400 рублей вносим на костюмы, местные соревнования и прочее». «Театральный кружок: 1000 руб. – единовременная помощь, дальше – всё бесплатно». Такие ответы встретились в редакционном мини-опросе среди «детных» коллег на предмет трат на допобразование. Вряд ли многим землякам такие расходы покажутся неподъёмными.
Выбор из «внебюджетных» предложений допобразования (количество которых определяется словом «очень много», – ред.) родителям обойдётся дороже. Ушу – 1300 рублей, модельная школа – 1000 руб., гимнастика – 1800 рублей (плата в месяц, занятия 3 раза в неделю); «Студия танца и фитнеса «Ритмы планеты»1200 руб./мес., 12 занятий», «студия кунг-фу Владимира Суркова – 2000 руб. в месяц» (это из ответов нам). Вообще, конечно, по мере повышения «статусности» места занятий их стоимость повышается: научиться петь или танцевать в студии «Веселушечка» априори дешевле, чем в коллективе с хорошо узнаваемым названием, часто участвующем в конкурсах за пределами края (эти мероприятия ложатся на семейные бюджеты). Но наличие таковых совсем не повод говорить о том, что «внешкольное» развитие детей как таковое стоит «огроменнных» денег и «простым» людям не по карману.
Так что вопрос дополнительного образования – это прежде всего вопрос выбора. В том числе – между желаниями чада и амбициями родителей.
Кстати
Под «эгидой» Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края в настоящее время работают 158 организаций дополнительного образования детей. Кроме того, для них открыты 57 детско-юношеских спортивных школ, а по ведомству культуры – 111 школ искусств и музыкальных. В 2013-2014 учебном году программами допобразования было охвачено 59 % детей в возрасте от 5 до 18 лет (на 9,9% больше, чем в среднем по стране).
Наиболее широкий спектр дополнительных образовательных услуг – в Барнауле, Бийске, Заринске, Камне-на-Оби, Яровом, ЗАТО Сибирский; Ельцовском, Змеиногорском, Топчихинском, Чарышском, Шелаболихинском районах. Наиболее востребованные направления допобразования – художественное (34% занимающихся), физкультурно-спортивное (28,9%). Техническим творчеством занято 7,7% детей, туристско-краеведческим направлением – 6,3%.
Мнение эксперта
Лидия ШВАРКО, заведующая кафедрой дошкольного и дополнительного образования АГПА, директор учебно-консультационного центра «Мир детства», кандидат филологических наук, доцент:
– Дополнительное образование безусловно необходимо каждому ребёнку. И начинать желательно с раннего дошкольного возраста. На первых порах полезно прививать детям художественно-творческие навыки, уже потому, что развитие моторики ведёт к развитию речи, а с этим у современных детей есть серьёзные проблемы. К сожалению, многие родители не имеют возможности – даже физически – заниматься с детьми, но сейчас есть немало Центров раннего развития и тому подобных учреждений. В общеобразовательных школах сейчас, конечно, серьёзные нагрузки, в первых классах уже есть проектная деятельность… Но школьникам всё-таки «показаны» и дополнительные, внеурочные занятия: спортивного, музыкального, художественного и других направлений – выбор сегодня велик. У «занимающихся» меньше риск заболеть «раковой болезнью мирового масштаба», так знаменитый детский доктор Леонид Рошаль называет зависимость современного поколения от виртуального мира; они более социализированы, а значит, более успешны.
Ни минуты безделья
Анна ЯКУШЕВА, начальник отдела пресс-службы Алтайского краевого Законодательного собрания:
– В этом году моя дочь пошла в первый класс. И я не разделяю позицию тех родителей, которые считают, что в современной школе учиться тяжело, причём начиная с первого класса, и поэтому ребёнка не стоит нагружать какими-то дополнительными занятиями. Наши родители тоже считали, что у нас школьная программа по сравнению с их стала очень сложной, уроков много и на дом задают сверх меры.
Убеждена, что уже у первоклассников день должен быть расписан по минутам! Хотя бы для того, чтобы у ребёнка не возникало ситуации, когда нечего делать и можно спокойно «прилипнуть» к компьютеру или экрану телевизора с весьма сомнительным содержанием. Самый верный способ знать, чем твоё чадо занимается в отсутствие родителей, – это максимально организовать ему день. Та внеурочная деятельность, которая сегодня предлагается младшеклассникам даже в тех в школах, где нет «продлёнки», а также в детских центрах по месту жительства, не требует от детей особых усилий и умственного напряжения, но организует их время, позволяет узнавать новое и даже выявить скрытые способности ребёнка.
Конечно, профессиональное дополнительное образование, такое как музыкальная, художественная, спортивная школы и т. п., требует от ребёнка уже серьёзных «трудозатрат». Поэтому такая секция должна быть, на мой взгляд, только одна. Но именно она научит их внутренней дисциплине, собранности и даже в определённой степени целеустремлённости.