Создание памятника приурочено к 150-летию со дня рождения председателя совета министров Российской империи и столетия с момента его поездки по Поволжью и Западной Сибири, - сообщает «Сибирское агентство новостей – Барнаул».
Трехметровый монумент будет торжественно открыт 20 августа в Славгороде – городе, который своим основанием обязан именно Петру Столыпину. Бюст изготовлен из красного мрамора. Над ним работал известный алтайский скульптор Николай Звонков.
Церемония открытия станет частью международной научной конференции, посвященной роли аграрных реформ Петра Столыпина, которая пройдет в регионе с 19 по 21 августа. На ней эксперты обсудят современные агротехнологии, актуальные вопросы земельных отношений и даже духовно-нравственные аспекты отношения к земле. В форуме примут участие представители Минсельхоза, Минэкономразвития, Совета Федерации и Государственной думы.
После визита Столыпина на Алтай были приняты важные решения – об увеличении пособий переселенцам, о стимулировании создания крепких фермерских хозяйств. Активное переселение началось с 1907 года и шло вплоть до Первой мировой войны. За этот период в Сибирь переселились три млн человек. На Алтай – примерно 740 тысяч человек. Отчасти благодаря столыпинским реформам, Алтайский край стал одним из крупнейших в Сибири сельскохозяйственным центром.
История визита Петра Столыпина на Алтай
Начало проведения известнейшей земельной реформы прошедшего века пришлось на 1905–1906 годы. Тогда под воздействием русской революции 1905 года был принят ряд новаторских для того времени документов. Они разрешали крестьянам выделять земельные наделы из общинных, а также объединять свои отдельные участки земли (отрезы) в один (отруб). Целью реформы было формирование класса собственников, которые бы хозяйствовали по фермерскому образцу. В последующие годы преобразования набирали обороты.
Однако "голых" цифр и отчетов Столыпину было мало. Он хотел своими глазами взглянуть, как наделенный землей крестьянин-общинник становится собственником в полном смысле этого слова. Для этого в августе 1910 года премьер-министр вместе с главноуправляющим землеустройством и земледелием Александром Кривошеиным отправляется в двухнедельную поездку по Сибири — "в экономическую разведку", как он сам напишет позже.
Несмотря на серьезное отношение премьера к поездке, общественность восприняла эту инициативу критически. "Как за две недели можно изучить огромную территорию? Не "потемкинские" ли деревни демонстрировали государственному деятелю? Зачем его принимали с такими почестями?", — твердили зоилы. А поэт Мятлев вообще разразился на сей счет иронической тирадой: "Позвал он Кривошеина/ И так ему сказал: /Вот там еще не сеяно!/ Поедем на вокзал!/ Все на колени падают/ Народ кричит: ура!/Все это очень радует,/ Но где же хутора?".
Визиту Столыпина в Сибирь, и в частности на Алтай, предшествовала интересная история. Еще в 1906 году премьер познакомился с немцем Яковом Реймером, проживавшим в то время в Центральной России. Столыпин тогда ездил по России и агитировал народ осваивать Сибирь. Он сказал Реймеру, что если тот последует его совету, то государственный муж лично приедет проведать Якова и других переселенцев. Через несколько лет это обещание было выполнено.
В августе 1910 года Столыпин прибыл в село Орлово (ныне — Немецкий национальный район). Здесь его и Кривошеина встретили волостной старшина Яков Реймер, жители поселения и делегаты из 53 колониальных поселков. По свидетельству современников, премьер остался доволен положением дел в немецких селах. Там были сформированы крепкие и эффективно хозяйствующие хутора. Реймер, осмелев, попросил у Петра Аркадьевича содействия в строительстве больницы, почтового отделения и железной дороги.
На следующий год в селе за казенный счет были возведены почта и больница. А вот железная дорога до Славгорода, по которой выращенное орловскими крестьянами зерно можно было доставлять в Европу, появилась лишь в 1916 году. Спустя пять лет после того, как выстрел в театре прервал жизнь Столыпина. Орловцы не забыли высокого благодетеля — на свои деньги они установили ему памятник.
Поездка по Сибири произвела на Столыпина большое впечатление. Вот как позднее об этом вспоминала в мемуарах его дочь Мария Бок: "Осенью мы были в Петербурге, и я была счастлива видеть папу в таком хорошем настроении. Он был полон впечатлений и воспоминаний о своей поездке по Сибири, совершенной в сентябре с министром земледелия Кривошеиным. Много рассказывал он о богатстве края, его блестящей будущности, огромном размахе всех тамошних начинаний и с убеждением повторял: "Да, 10 лет еще мира и спокойной работы, и Россию будет не узнать".
Из своего сибирского турне проницательный Столыпин сделал несколько важных выводов, напрямую не связанных с аграрной реформой. Один из них касался необходимости повысить уровень безопасности в этой местности. "Мне кажется, необходимым в последней главе "О главных трудах Сибири" упомянуть о необходимости ценить полицию, увеличить число судей и ввести в Сибири институт судебных следователей", — указывал он Кривошеину в письме от 30 сентября 1910 года. Там же говорилось и о другой проблеме. "Вы помните просьбы поселков Камня, Канска, Татарки, Боготола, Тайги о даровании им хотя бы упрощенного городского управления? Вы помните, что этому мешает застройка их на крестьянской земле, несогласие крестьянских общин, отсутствие выгонной земли?" — обращал внимание своего подчиненного Петр Аркадьевич.
Историческая судьба России сложилась так, что не дано ей было десять лет спокойной жизни, как об этом мечтал Столыпин.
Михаил Палочкин