– Так и передайте этим иродам, что доверия им больше нет ни на капелюшечку! – завершила свой гневный спич в адрес барнаульских «народных избранников» Надежда Иннокентьевна, 62-летняя жительница краевого центра.
Не предельный предел
«В прошлом заводчанка, теперь рядовая пенсионерка» позвонила в редакцию как только до неё дошла весть, что местные власти решились с июля 2016 года увеличить совокупный размер платы за коммунальные услуги на 15,7%, что заметно выше «правительственной индексации». Само решение было принято большинством голосов депутатов Барнаульской гордумы на внеочередном заседании 1 декабря – в последний день, когда законодательные органы местного самоуправления могли сказать «своё слово» в тарифном регулировании. «Надумали они в чью-то пользу, – возмущалась Надежда Иннокентьевна, – а нам потом плачь, но плати?!».
Как должно быть известно потребителям коммунальных услуг, с 2014 г. периодичность и размер роста коммунальных платежей взяты под контроль «центра». С началом нового года тарифы не изменятся, их увеличение допускается только с 1 июля и с условием ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги. Распоряжением Правительства РФ от 28.10.2015 № 2182 для жителей нашего края рост совокупного платежа за отопление, водоснабжение, водоотведение, газ и э/энергию с названной даты ограничен 5,7%. Но превышение установленного роста платы возможно!
«Например, если состояние водопроводных сетей вызывает опасение или существует угроза оставить потребителей без теплоснабжения в зимние месяцы, а рост тарифа в заданных пределах не решает вопроса, то органы местного самоуправления могут инициировать повышение предельного индекса для конкретного муниципального образования», – пояснили в краевом Управлении по государственному регулированию цен и тарифов.
Кому как, а нашей редакции не известны муниципалитеты, где бы состояние водопроводных сетей вообще не вызывало опасений и где бы не было ни малейшей угрозы «подморозить» жителей в силу, скажем так, несовершенства тепловой инфраструктуры. Но нам известны ежегодные стенания множества ресурсоснабжающих организаций, что согласуемые им тарифы в лучшем случае позволяют выживать, а про полноценные ремонты имеющегося хозяйства, и – тем паче – о программах развития, говорить проблематично. Равно как и неодобрение «муниципалами» претензий ресурсовиков (вполне, может быть, оправданных, – ред.) – ради спокойствия местного населения. Можно предположить, что в последние месяцы аргументация коммунальщиков была более активной, чем прежде, ибо постновогодние тарифы установлены не на год, как обычно, а на срок от трёх до пяти лет. Коммунальная отрасль страны переходит на долгосрочное тарифное регулирование. По мнению федерального законодателя, низкая рентабельность этого бизнеса и длительные сроки окупаемости проектов должны компенсироваться понятными, предсказуемыми и гарантированными перспективами. Конечно, долгосрочность принимаемых тарифов пришлось держать в уме властям на местах, рассматривая вопрос об установлении предельного индекса платы граждан в своих населённых пунктах.
Компромиссные вы наши!
Насколько нам известно, там, где, как в краевом центре, решили превысить правительственную планку роста платы, в большинстве случаев итоговые тарифы оказались компромиссными. Т. е. коммунальщикам добавили, но не столько, сколько они просили. «Принимая решение об обращении на краевой уровень с инициативой об установлении предельного индекса изменения платы, наши депутаты руководствовались необходимостью реализации основного принципа тарифной политики – достижение и соблюдение баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и их абонентов, населения, для которого первоначально предложенный рост тарифов и соответственно платы за коммунальные услуги оказался бы непосильным бременем», – подчеркнул Павел ЕСИПЕНКО, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности администрации Барнаула.
По словам Сергея ВЕЛИЧКО, председателя комитета по ЖКХ и транспорту Бийской Думы, они с коллегами тоже одобрили значительно меньшие цифры, чем предлагали ресурсные организации (горводоканал, к примеру, просил повысить тариф на водоотведение более чем на 40%). Бийские депутаты, заметим, тоже думали до последнего, и 1 декабря им пришлось собираться на внеочередное заседание. По факту в наукограде с 1 июля 2016 г. предельный индекс роста платы граждан установлен в 13,5%. В Белокурихе «планка» – 8,6%, Новоалтайске – 10,5%, Алейске – 12,9%, Славгороде – 15,9%,в Яровом – 18,6%, Заринске – 42,4%.
В середине ноября краевой регулятор прогнозировал, что около двухсот муниципалитетов края в случае установления в них экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги могут не уложиться в рамки роста платы, заданные Правительством РФ. Но, по итоговой информации краевого тарифного правления, «не захотели рисковать в осенне-зимний период, прин- ципиально оценили состояние объектов ЖКХ и приняли непопулярные для населения решения о превышении в 2016 г. установленного предельного индекса роста платы» представительные органы 140 муниципальных образований. По мнению ведомства Сергея Родта, эти решения хоть и не дадут сиюминутных дивидендов, но в будущем обеспечат комфорт потребителей и качество предоставляемых населению услуг.
В основной части муниципальных образований края (524) рост платы граждан не превысит 5,7 %.
Стойкость Рубцовска
В третьем по величине городе края, широко известном своей проблемной «коммуналкой», депутаты дважды рассматривали вопрос о повышении уровня платы до 14,6%, но город так и остался на «правительственной планке». В интервью каналу «Наши новости» 2 декабря Сергей РОДТ, начальник краевого Управления по госрегулированию цен и тарифов, выразил недоумение по поводу такой позиции местных властей. По его мнению, при такой тарифной политике коммунальные предприятия в Рубцовске могут обанкротиться.
Некоторым людям в двойном отказе депутатов принимать хоть сколько-нибудь экономически обоснованные тарифы почему-то видится не желание защитить народ от дополнительных трат (и себя от его возмущения), а чуть ли не заговор «тёмных сил». К силам причисляются крупные игроки на коммунальном рынке города, которые якобы имеют намерение через суд доказать установленные тарифы экономически необоснованными, и истребовать выпадающие доходы с городской казны. В начале 2000-х годов одна краевая энергокомпания доказала подобную убыточность, предъявив краевому финкомитету «счёт» более чем на миллиард.
Кстати
Расчёт роста платы за услуги производится при неизменном наборе коммунальных услуг и объёме потребления. Квитанции с 1 июля 2016 г. нужно будет сравнивать с квитанцией за декабрь 2015 г. Например, если в конце года совокупный платёж жителя Барнаула за весь набор коммунальных услуг (электроэнергия + газоснабжение + отопление + холодное водоснабжение + горячее водоснабжение + водоотведение) составит 3 тыс. рублей, то с 1 июля плата за этот же набор услуг не может вырасти более чем на 15,7%, т. е. составит не более 3471 руб.
Мнение власти
Людмила ЗУБОВИЧ, глава города Барнаула:
– Решение непростое, но экономически взвешенное и обоснованное. Основные поставщики коммунальных ресурсов на территории города предоставили информацию о прогнозируемом в следующем году увеличении тарифов, связанном в значительной мере с увеличением расходов на приобретение ресурсов и ростом арендной платы по земельным участкам под производственными объектами. С учётом этого плата для населения за коммунальные услуги с июля следующего года могла бы вырасти на 26%.
С ресурсоснабжающими организациями проведена работа по сбору расчётов основных параметров роста тарифов, а также консультации по их снижению до минимально необходимых. В результате достигнуто компромиссное решение с ОАО «Барнаульская генерация» по росту тарифов на тепловую энергию (занимает значительную долю в коммунальных платежах): первоначально заявленный энергетиками уровень роста тарифов уменьшен почти вдвое – с 33 до 17%.