Эта мера была призвана улучшить положение поставщиков. Однако, как считает Евгений Дорофеев, начальник отдела портфельного анализа Банка «Петрокоммерц», полезность нововведения для поставщиков является весьма спорной. Свою точку зрения он озвучил в ходе Интернет-конференции «Розничная торговля: жизнь по новым правилам», которая состоялась 8 апреля на сайте ИК «Финам».
- Поскольку закон имеет множество пунктов и ограничений для крупных розничных сетей, большинство из которых де-факто еще в действие не вводились. Однако пункт о запрете бонусных платежей от поставщиков крупным сетям в нынешнем варианте кажется, мягко говоря, не совсем удачным. Попытаемся продемонстрировать это на простом численном примере. Попытаемся оценить, кто получит и какую выгоду от запрета бонусов «за полку» и т.п. платежей, фактически снижавших закупочную цену для поставщика, получаемую от крупных торговых сетей.
Предположим, что крупные сети занимают в совокупности 60% рынка (будем считать по физическому объему, а не по обороту), мелкие магазины – 40%. На самом деле, если верить статистике, в среднем по стране доля мелких, вероятно, даже выше. Пусть «раньше» (до введения Закона в силу) за 1 ед.товара базовая цена, по которой поставщик продавал товар в крупные и мелкие сети, составляла 100 руб. (эта цена единая, чтобы не было необоснованной ценовой дискриминации). Но для крупных сетей устанавливались: 1) скидка за объем 10% и 2) еще бонусы 10 руб./шт. (фактически, это означало дискриминацию мелких магазинов, но «неценовую»).
Таким образом, реальная цена поставок в крупные сети составляла 80 руб./шт. Предположим, что они продавали товар по 100 руб., имея, таким образом, рентабельность прямых продаж (без учета всевозможных общепроизводственных расходов) 25%. В свою очередь, мелкие магазины закупали товар у поставщика действительно по 100 руб., продавая его по 105 руб. (рентабельность продаж 5%).
В итоге: средняя цена реализации для поставщика была 80х0,6+100х0,4=88 руб./шт., а средняя цена на рынке -100х0,6+105х0,4=102 руб./шт. Что же произойдет после введения в действие запрета на бонусы? Крупные сети по понятным причинам вряд ли захотят без «сигнала» от поставщика поднять цену для покупателя выше средней до введения Закона в силу, т.е. будут продавать товар по 102 руб./шт.
Для поддержания рентабельности 25% они потребуют от поставщика, чтобы фактическая цена поставок для них была 102/1,25=81,6 руб., что с учетом максимальной разрешенной по закону скидки за объем 10% означает базовую цену поставщика 81,6/0,9=90,67 руб. Именно по этой цене поставщик (чтобы не нарушить Закон о конкуренции, запрещающий необоснованную дискриминацию) должен будет поставлять товар в мелкие магазины; продавать же они будут свой товар по цене не ниже прежних 105 руб.
В итоге получится следующий результат: средняя цена реализации для поставщика получается 81,6х0,6+90,67х0,4=85,23 руб./шт., а средняя цена на рынке оказывается не ниже 102х0,6+105х0,4=103,2 руб. Чтобы понять, кто выиграл, а кто проиграл, остается сравнить полученные цифры с прежними. Мы воздержимся от дальнейших комментариев.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть