Эта мера была призвана улучшить положение поставщиков. Однако, как считает Евгений Дорофеев, начальник отдела портфельного анализа Банка «Петрокоммерц», полезность нововведения для поставщиков является весьма спорной. Свою точку зрения он озвучил в ходе Интернет-конференции «Розничная торговля: жизнь по новым правилам», которая состоялась 8 апреля на сайте ИК «Финам».
- Поскольку закон имеет множество пунктов и ограничений для крупных розничных сетей, большинство из которых де-факто еще в действие не вводились. Однако пункт о запрете бонусных платежей от поставщиков крупным сетям в нынешнем варианте кажется, мягко говоря, не совсем удачным. Попытаемся продемонстрировать это на простом численном примере. Попытаемся оценить, кто получит и какую выгоду от запрета бонусов «за полку» и т.п. платежей, фактически снижавших закупочную цену для поставщика, получаемую от крупных торговых сетей.
Предположим, что крупные сети занимают в совокупности 60% рынка (будем считать по физическому объему, а не по обороту), мелкие магазины – 40%. На самом деле, если верить статистике, в среднем по стране доля мелких, вероятно, даже выше. Пусть «раньше» (до введения Закона в силу) за 1 ед.товара базовая цена, по которой поставщик продавал товар в крупные и мелкие сети, составляла 100 руб. (эта цена единая, чтобы не было необоснованной ценовой дискриминации). Но для крупных сетей устанавливались: 1) скидка за объем 10% и 2) еще бонусы 10 руб./шт. (фактически, это означало дискриминацию мелких магазинов, но «неценовую»).
Таким образом, реальная цена поставок в крупные сети составляла 80 руб./шт. Предположим, что они продавали товар по 100 руб., имея, таким образом, рентабельность прямых продаж (без учета всевозможных общепроизводственных расходов) 25%. В свою очередь, мелкие магазины закупали товар у поставщика действительно по 100 руб., продавая его по 105 руб. (рентабельность продаж 5%).
В итоге: средняя цена реализации для поставщика была 80х0,6+100х0,4=88 руб./шт., а средняя цена на рынке -100х0,6+105х0,4=102 руб./шт. Что же произойдет после введения в действие запрета на бонусы? Крупные сети по понятным причинам вряд ли захотят без «сигнала» от поставщика поднять цену для покупателя выше средней до введения Закона в силу, т.е. будут продавать товар по 102 руб./шт.
Для поддержания рентабельности 25% они потребуют от поставщика, чтобы фактическая цена поставок для них была 102/1,25=81,6 руб., что с учетом максимальной разрешенной по закону скидки за объем 10% означает базовую цену поставщика 81,6/0,9=90,67 руб. Именно по этой цене поставщик (чтобы не нарушить Закон о конкуренции, запрещающий необоснованную дискриминацию) должен будет поставлять товар в мелкие магазины; продавать же они будут свой товар по цене не ниже прежних 105 руб.
В итоге получится следующий результат: средняя цена реализации для поставщика получается 81,6х0,6+90,67х0,4=85,23 руб./шт., а средняя цена на рынке оказывается не ниже 102х0,6+105х0,4=103,2 руб. Чтобы понять, кто выиграл, а кто проиграл, остается сравнить полученные цифры с прежними. Мы воздержимся от дальнейших комментариев.