«Сибэнергомаш», по словам сына, работающего там, находится в предынфактном состоянии. Хотя, какая эта работа, если после Нового года их опять отправили по домам до 2 февраля с двумя третями зарплаты, которые даже в таком объёме всё равно не выплачиваются какой месяц? На «Алтайвагоне», где работает зять, ситуация тоже весьма нервная… Меня с сугубо прагматической целью интересует: где те стабильные предприятия, куда бы имело смысл «переустроиться» работящим мужчинам нашей семьи, чтобы не переживать, что завтра жены и дети окажутся на «голодном пайке»? Надо полагать, что такие заводы есть. Не просто же так краевые власти даже сейчас, когда в «большом мире» не то предкризисное состояние, не то уже кризис, продолжают говорить, что мы «демонстрируем положительные темпы по основным макроэкономическим показателям»!
Такое обращение – с «властной» цитатой из одного недавнего редакционного материала – поступило к нам от Маргариты Борисовой, жительницы Барнаула, пенсионерки. Но сегодняшняя и завтрашняя «работоспособность» алтайских промышленных предприятий – в этом, собственно, «соль вопроса» – беспокоит далеко не только барнаульскую пенсионерку, считающую правильным, что взрослые дети должны поддерживать пожилых родителей с их «бюджетной» пенсией, а не наоборот. Увы, основания для беспокойства не беспочвенны.
Такая вот конъюнктура…
Окончательными итогами прошедшего года в реальном секторе экономики на данный момент редакция не располагает, поэтому будем оперировать данными, озвученными на декабрьском собрании Союза промышленников региона. По информации Виктора МЕЩЕРЯКОВА, начальника Управления Алтайского края по промышленности и энергетике, темп роста промпроизводства по итогам 10 месяцев 2014 г. составил 100,8%, а объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг – 204 миллиарда рублей (плюс процент к тому же периоду 2013 г.). «Положительность» общих показателей обеспечивается предприятиями, связанными с оборонными заказами; динамикой текстильного/швейного, химического производства, производства резиновых и пластмассовых изделий; пищевой промышленностью.
Но вот незадача: отмечается ухудшение финансовых показателей предприятий. В добыче полезных ископаемых и энергетике вообще зафиксированы убытки в 330 и 442 млн рублей соответственно. Снизилась и численность занятых в промышленности и энергетике, добыче полезных ископаемых; в общей сложности в реальном секторе экономики были высвобождены 4107 человек.
Если углубиться в разные виды экономической деятельности, то непростая ситуация складывается в металлургическом производстве и производстве металлических изделий. Динамика снижения объёма выпуска продукции отмечается на Рубцовском филиале «Алтайвагона», заводе алюминиевого литья и группе предприятий, выпускающих энергетическое оборудование, в т. ч. Бийском котельном заводе и «Сибэнергомаше». Последний, по словам Мещерякова, приходится в буквальном смысле спасать. Его кредиторская задолженность достигла 3 млрд рублей, дебиторская – 1,5 млрд рублей. Основными кредиторами «Сибэнергомаша» являются коммерческие банки, один из них инициировал процедуру банкротства и назначение новой команды управленцев.
Словосочетание «непростая ситуация» подходит и к новоалтайскому «Алтайвагону» вкупе с Барнаульским ВРЗ. По ним «ударило» значительное снижение цен на новые вагоны (на фоне резкого подорожания материалов и комплектующих и продления срока эксплуатации существующих). По итогам января-октября 2014 г. суммарный выпуск вагонов на Алтае составил 4587 единиц против 6803 в сопоставимом периоде 2013 года. Вслух говорится, что при сохранении такой тенденции потребления ж/д вагонов эти предприятия будут вынуждены проводить оптимизацию внутренних затрат, в т. ч. по численности работающих и снижению среднемесячной зарплаты.
Производство машин и оборудования снижается на «Алтайгеомаше», АМЗ (по судовым двигателям), Алтайском заводе агрегатов, предприятии «Электропечь». Нелёгкие времена настали и на Алтайском заводе прецизионных изделий: он потерял более половины белорусского рынка.
Использовать шансы
«Рыночная конъюнктура» и/или «внешнеполитические факторы», подставившие подножку этим и другим предприятиям аналогичных видов экономической деятельности, в то же время пошли на пользу некоторым другим. Так, «Алтайкокс» во втором полугодии начал наращивать объёмы производства кокса, что связано со снижением поставок химическими предприятиями Украины. Де-факто за загрузку предприятия и в этом году можно не волноваться. С положительными темпами работают и производители спецтехники, к примеру, завод мехпрессов (и прессовая продукция в рамках импортозамещения имеет серьёзный потенциал роста продаж). Похоже, из широко известных алтайских предприятий в обозримом будущем стабильность «читается» ещё на Алтайском шинном комбинате, где существенно увеличился выпуск резиновых шин для сельхозтехники и в плюс пошёл перенос в Барнаул производства авиационных шин.
Но абсолютно уверенно, судя по всему, могут чувствовать себя только предприятия оборонного комплекса. По словам Александра ЖАРКОВА, генерального директора ФНПЦ «Алтай», председателя Правления Союза промышленников края, все они уже сформировали пакет заказов на год с ростом производства.
Общие для всех производственников проблемы, которые «напрягают» предприятия вне зависимости от «конъюнктуры»: возросшие банковские ставки по кредитам и значительный рост цен на электроэнергию, произошедший во втором полугодии 2014 г.
Решение вопроса о долгосрочных кредитах по низкой ставке и принятие срочных мер по сдерживанию роста тарифов на электроэнергию в Алтайском крае, Евгений ГАНЕМАН, исполнительный директор Союза промышленников региона, считает первоочередными задачами, без чего трудно говорить о развитии промышленности. Краевые власти пообещали лоббировать их решение на федеральном уровне, а в рамках своей компетенции они могут поддержать реальный сектор «родной» экономики только собственными, краевыми программами, от которых не намерены отказываться.
В общем, промышленности в ближайшее время будет сложно, и главным будет – устоять. А тут уж кому как повезёт.
Мнение власти
Александр КАРЛИН, губернатор Алтайского края:
– У меня есть убеждение, что ситуацию в реальном секторе экономики мы удержим, не допустим резкого сокращения объёмов промышленного производства в частности. В сельском хозяйстве по животноводству темпы роста мы уже демонстрируем приличные. Растениеводческая отрасль в большей степени зависит от погодно-климатических факторов; думаю, этот год будет более удачным в этом смысле, чем три подряд предшествующих.
Промышленность в нашем крае достаточно диверсифицирована. Есть пищевое производство, очень ёмкое в структуре промышленного производства, оно демонстрирует очень устойчивые темпы роста. Эта отрасль обеспечена сырьём, надеемся, что и в 2015 году она будет показывать очень хорошую динамику. Оборонно-промышленный комплекс благодаря политике федерального центра обеспечен заказами на несколько лет вперёд и большинство из них проавансированы, таким образом, предприятия имеют возможность реализовывать свои производственные программы. По целому ряду других, ещё значимых для нас направлений, в частности по коксовому производству, обозначена положительная динамика в последние несколько месяцев.
Проблемы, высказанные промышленниками, в целом объективны, имеют под собой основания. Другой вопрос, что не все поставленные вопросы относятся к компетенции региональной власти, часть из них прерогатива федерального правительства и законодателя. Но есть и те сюжеты, которыми мы должны вместе заниматься, в частности, с Союзом промышленников и предпринимателей, другими бизнес-формированиями, которые хорошо в Алтайском крае представлены. С ними мы находимся в рабочем взаимодействии.
Категорически не устраивает!
Александр КАМЕНЕВ, исполнительный директор ОАО «Алтай- ский моторный завод»:
– С января 2014 года для большинства представителей бизнеса, большей части промпредприятий края стоимость электроэнергии повышается фактически ежемесячно. К ноябрю для части предприятий рост достиг 30%, тогда как в сценарных условиях Минэкономразвития прогнозировалось всего 6-7%.
Конкретно на нашем предприятии средневзвешенный тариф по классу В (высокое напряжение) в 2013 году был 2,18 коп. за кВ. А за 9 месяцев 2014 г. средняя стоимость электроэнергии составила 2,99 копейки. Мы принимаем меры по энергосбережению, но с учётом постоянного роста стоимости э/энергии затраты на энергоресурсы всё равно не снижаются! Доля энергетики на сегодняшний день по нашему предприятию уже превышает 12 копеек в рубле товарного выпуска, что для нас является достаточно критическим показателем.
Производственникам приходится задаваться вопросом: является ли оплачиваемая нами электроэнергия и мощность оптимальной? То есть: выбрано ли гарантирующим поставщиком из имеющихся предложений лучшее, которое обеспечит минимум затрат на топливо и передачу энергии? По нашему мнению, тут ответственность должна лежать не только на нас, потребителях, но должна быть равнозначной для всех участников договорных отношений. Недопустимо перекладывать на бизнес и промышленные предприятия, которые на самом деле находятся в тяжёлом положении, все издержки и недоработки энергетической системы в целом. Нас, промышленников, категорически не устраивают ответы и объяснения гарантирующих поставщиков по данной ситуации, а ответ у них по сути один: сложилась такая цена на рынке. Нам нужно совместно с этим бороться.