Иерусалимские свечи
Сначала женщина решила посетить ведунью. Позвонила по нескольким телефонам из газет и с удивлением обнаружила, что её отправляют по одному адресу – на ул.Красный Текстильщик. Это в специфическом районе Барнаула – частный сектор возле железной дороги, где и днём присматриваются к чужакам пристально.
Дверь открыла женщина, похожая на румынку или болгарку. Такие часто встречаются в частном секторе краевого центра и на рынках города. За визит сразу взяла с посетительницы 500 рублей. В полутёмной комнате с зажжённой свечой она долго водила руками, смотрела на пламя и подтвердила – да, Ольга Николаевна больна. «Можно ли излечиться?», – спросила женщина.
– Да, – говорит знахарка, – вот свечи, 33 штуки по 300 рублей, я их специально везла из Иерусалима. Я пойду ночью в храм и всю ночь буду читать молитвы. Вы излечитесь. Видите эти фотографии – это другие люди, которым я уже читала молитвы на выздоровление…
Сам обманываться рад? В крае стабильно высок спрос на ведунов и гадалок >>
10 тысяч рублей за пучок церковных свечей, которые в каждой церковной лавке стоят 15 рублей, женщина отдать была не готова – заплатила только полторы тысячи. Вышла на улицу и думает: если знахарка свечи из Иерусалима везла, да для каждого клиента по 33 штуки – она там что, контейнер для перевозки заказывала?.. Обидно ей стало. Впрочем, на знахарке Ольга Николаевна не остановилась.
Каждый день по радио она слышала о чудесных препаратах, которые помогают встать на ноги даже безнадежным больным. Не выдержала, позвонила по названному телефону, а ей девочка-оператор такую цену на препарат назвала, что женщина, где стояла – там и села. «А что в вашем препарате содержится, какое вещество?», – отдышавшись, спросила её. «Ламинария», – ответила оператор. «А что ещё?» «Ничего».
Ольга Николаевна удивилась – ламинария, т.е. морская капуста, в каждой аптеке продаётся, стоит копейки. Даже в продуктовых магазинах есть – как самый дешёвый салат. Захотела она найти управу на мошенников – и знахарка, и продавцы ламинарии обещали исцеление. Но его не наступит, сколько ты эту морскую капусту ни ешь, и в храмах по ночам ни молись.
Для легковерных
У нас в стране распространение сведений об оказании услуг знахарками или продаже препаратов регулируется ФЗ «О рекламе», который запрещает указывать лечебные свойства тех или иных препаратов, которые не являются медицинскими. За этим бдительно следит Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (УФАС).
Но, по мнению специалистов, потребителю нужно разграничивать конкретное указание на лечебные свойства этих препаратов и указание на то, что препарат поможет обрести благие ощущения у мужчин, женщин, пожилых людей. И если в рекламе по радио некий старичок рассказывает, что после приёма препарата он лично стал порхать, как бабочка – это частность, и нарушения закона о рекламе здесь нет.
Потому что нет прямого указания на лечебные свойства, и взаимосвязь явлений – приёма препарата и ощущения лёгкости в теле – весьма туманна. С таким же успехом можно выпить на ночь стакан молока, проснуться утром с хорошим настроением и считать молоко тому причиной.
Впрочем, не все рекламодатели в крае столь проницательны в производстве зазывающей покупателей информации. Некоторые «заигрываются», нарушают закон и вынуждены платить штрафы. Так, в начале октября на 4 тыс. рублей был оштрафован владелец барнаульской аптеки, который вводил потребителей в заблуждение информацией о «сети аптек», в которую он входит, и поставок лекарства прямо со склада, якобы по низкой цене. Наказали в Барнауле и медцентр, который разместил в районе автовокзала рекламу услуг (аппаратную коррекцию фигуры), которая не содержала предупреждения о наличии противопоказаний и о необходимости получения консультации специалистов.
Впрочем, спрос за недостоверную рекламу околомедицинских услуг будет ёще строже – вступают в силу новые правила рекламы лекарств и биологически активных добавок. Теперь реклама БАДов обязательно должна сопровождаться предупреждением о том, что они не являются лекарственным средством. И предупреждение такое должно быть ясным и чётким, а не скороговоркой, как сейчас. По мнению Николая КАРТАШОВА, начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, эта мера позволит усилить контроль за рекламой БАДов. А если кто-то требования закона нарушит – то будет наказан штрафом от 200 до 500 тыс. руб.
Умысел и вред
А вот заговоры «на здоровье» признать обманом и мошенничеством сложнее. Статья 159 УК РФ предусматривает ответственность за мошенничество – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. Особый упор делается на слово «имущество».
Если гадалка берёт деньги, обещая взамен золотые горы, она завладевает имуществом, вводя в заблуждение. Для следствия главное – установить имущественный вред потерпевшему, умысел гадалки на завладение его имуществом и причинно-следственную связь.
Но в ситуации с «заговорами на здоровье» это не работает. Правоохранительным органам будет сложно установить факт оказания этой услуги и проверить её результат, измерить количественно. А даже если гадалка пообещала избавить от рака и взяла за это деньги – то, скорее всего, никто не возьмётся возбуждать такое дело, ибо будет исходить из того, что человеку должно быть извест- но, что гадалки не оказывают медуслуг. Как не оказывают их религиозные учреждения, которые принимают, тем не менее, списки имён для чтения молитв «за здравие». Слова к делу не пришьёшь, а результат никто не гарантирует.
Так что самый простой способ «наказать» знахарок – не пользоваться их услугами. Ну, и с разными «чудо-препаратами» нужно быть осторожнее. Чудеса в медицине случаются только в стенах медицинского учреждения, при участии высококлассных врачей и основаны они на серьёзной научной базе. А вот телефонный оператор на расстоянии, не зная клинической картины, уж точно не сможет посоветовать препарат, который поможет. В лучшем случае дорого продаст препарат, который не навредит. Но рассчитвать и на это нельзя.
Мнение эксперта
Сергей ВЕСЕЛЫХ, юрист:
По букве закона покупка некого препарата с оздоравливающим эффектом, но не лечебным, доказанным медицинскими исследованиями – частное дело гражданина. Либо он должен убедиться в том, что препарат обладает лечебными свойствами и зарегистрирован в реестре лекарственных средств. Либо, если препарат таким признаком не обладает, только ему решать, на что тратить свои деньги. То же самое относится и к знахаркам. Если в рекламе гадалки указывается «вылечу от алкоголизма» – это нарушение закона «О рекламе». А если указан «заговор от пьянства» – то нет.
Мнение власти
Наталья БУЯНКИНА, начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы Алтайского краевого УФАС России:
– Любая реклама должна быть добросовестной и достоверной. Закон не допускает рекламы недобросовестной и недостоверной.
За 9 месяцев 2013 года краевым УФАС возбуждено 145 дел о нарушении Закона о рекламе. В том числе одно дело по фактам распространения недобросовестной рекламы и 25 дел по фактам распространения недостоверной рекламы. В остальных случаях были зафиксированы нарушения специальных требований и ограничений к рекламе алкогольной продукции, биологически активных добавок, медицинских и финансовых услуг.
И хотя антимонопольные органы осуществляют надзор за рекламой, возбуждать и рассматривать дела можно только по фактам распространения рекламы, нарушающей нормы закона. Пресекать распространение рекламы, не нарушающей закон, но кому-то неприятной или непонятной, мы права не имеем.
Потерянное время
Евгений КОЖЕВНИКОВ, доктор медицинских наук, ортопед-травматолог высшей категории:
– Работников здравоохранения не может радовать агрессивная реклама лекарственных средств дельцами сетевого маркетинга. Расскажу случай из жизни – наша операционная сестра позвонила по московскому телефону, указанному в рекламе. Ей предложили купить препарат за 39 тыс. рублей, она, естественно, отказалась и положила трубку. Тогда ей перезвонили и предложили купить тот же препарат за 19 тыс. рублей, якобы со скидкой для медицинских специалистов. Она опять отказалась. Ей начали названивать и угрожать, что для неё зарезервировали препарат по недорогой цене, который нужен другим – инвалидам, пенсионерам.
Цена рекламируемых препаратов в аптеке – 600 рублей, 1000 рублей, но никак не 20-30 тыс. рублей. Человек, который нуждается в помощи, поверив рекламе, теряет деньги, которые мог бы потратить на своё лечение.
А врачам с теми, кто попался на удочку такой рекламы, потом работать сложнее – они озлоблены потерей денег, не верят в медицину, меньше готовы слушать специалистов, да и само заболевание у них оказывается в более запущенной стадии из-за потерянного времени.