Примерное время чтения: 18 минут
1318

Семья сегодня: атавизм или необходимая ценность?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Алтай 06/07/2011

Мужчина должен стать богом

Модератор:

- Что для вас семья?

Алексей Капранов:

- Мне чаще приходится мучиться по поводу другого вопроса: сохранять семью или не сохранять. И именно потому, что представление о том, что такое семья, имеют единицы. У нас сегодня нет образа семьи, нет образа отца, главы семьи. И когда я на это смотрю, мне страшно.

Много споров на тему: свободные браки или несвободные, регистрироваться или нет. Я заметил интересную вещь: есть зарегистрированные, но не семьи. В чем критерии семьи? Вот у меня более 10 лет действует клуб для тех, кто прослушал семинары и хочет пообщаться, так там мы целый месяц мучились над вопросом: чем семья отличается от «не семьи». И поняли, что семья и брак – это совершенно разные вещи.

Браков полно, а вот семья, настоящая семья – редкость. Это не печать в паспорте. Мне приходилось консультировать венчанные браки, де оба просто ненавидят друг друга. Я им говорю, ну вы же когда-то любили друг друга. А они повторяют: а вот он, а вот она!.. И там такой список взаимных упреков, что ой-ей-ей… Я им говорю, но вы же пошли венчаться, откуда у  вас столько претензий, где «да убоится жена мужа своего»?

Поймите, у мужика очень скромные задачи. Первая: выжить, потому что на нас природа проводит естественный отбор, и мальчиков всегда рождалось чуть больше, потом происходит естественный отсев, на каком-то этапе их количество с девочками уравнивается, позже их становится меньше…

И из тех, кто выжил, каждый обязан сформировать свою индивидуальную стратегию выживания. И после того, как он это сделал, у него появляется очень скромная задача – стать богом, то есть создать свой мир: сначала в голове, а потом воплотить его в жизнь, и найти ту, которая населит этот мир, которая его поддержит в этом мире. Это скромная задача мужчины. А вот у женщины я не пойму, какая задача. Почему-то все, что хочет женщина, это хочет семья, а все, что хочет мужчина – это блажь. Это – срез современных взаимоотношений.

 Это подвиг

 Отец Александр:

- Один прихожанин, которому 90 лет, задал мне вопрос: я свою старушку из года в год люблю все больше и больше, это нормально? То есть он испугался своей любви. Любовь в семье у них не умерла, она развивается пышным цветом, и к 90 годам принесла такие плоды, что он просто стал бояться того, насколько человек может любить другого человека.

Я выступаю на разных конференциях, и беседую с новобрачными, с семьями, проблемы семейные разбираю с точки зрения священнослужителя, показывая законы духовного мира. Верит человек в бога или нет, но все равно существуют законы духовного мира. Человек принадлежит двум мирам: материальному и духовному.

Если физические законы мы знаем, то духовные известны не всем. Тем не менее, они действуют в жизни. Допустим, есть закон «оставит человек отца своего и мать, прилепится жене своей, да будут два в плоти едины», «что бог сочетал, того человек да не разлучит». Мы призваны создавать, формировать семью, в семье культивировать любовь.

И православная психология утверждает, что любовь рождается в браке после 10-15 лет совместной жизни. Мы же не знаем, какой муж получится из молодого жениха или какая мать из невесты. Ведь очень много иллюзий есть у юношей и девушек, вступающих в брак. Когда разговариваю с молодоженами (меня загсы часто приглашают для таких бесед), приходится многое объяснять, они задумываются крепко-крепко, радужные мечты и воздушные замки рушатся.

Семья – это единство помыслов и дела, это труд, это подвиг, желание жить жизнью другого человека, жертвенность. Как бы высокопарно это не звучало, в идеале это так.

 

Татьяна Журавлева:

- Мне было интересно, почему пригласили меня, как представительницу творческих людей Барнаула. Наверное, потому, что считается, что творческие люди должны быть оппозиционны к общепринятому мнению.

Принято думать, что поэты – не приверженцы семейных ценностей. Но все мои друзья-поэты сплошь женаты или замужем.

Этим летом вышла замуж Саша Малыгина, известная поэтесса, у Саши Вайс, тоже известной поэтессы Барнаула, двое детей и она бы рада выйти замуж, я выхожу замуж в ноябре, мои знакомые музыканты сплошь все замужем или женаты.

И со словом «атавизм» применительно к семье я не согласна.

 «У женщины две ценности: тело и время»

 Модератор:

- Интересно, что с одной стороны все больше людей убеждены, что семья – серьезная помеха для реализации в бизнесе, политике и любой другой сфере жизни, а с другой – число регистрируемых браков год от года увеличивается…

Алексей Капранов:

- Сейчас мораль немножко поослабла, но в одном месте у женщин она осталась: надо хотя бы раз выйти замуж. И поэтому количество браков, действительно, очень велико, но количество разводов несоизмеримо.

Более того, при смене ценностей, морали, все доперестроечные браки получили колоссальную встряску и мало кто устоял.

Одно дело неписаные законы морали. Но есть еще и неписаные законы бизнеса: в нем выгодна женщина с ребенком (желательно, старше 5-7 лет) и без мужа, который скажет: хватит, цыц, семью забросила! Печаль в том, что у нас женщина сегодня уходит в карьеру гораздо раньше. Возьмем Европу: начинают «заводить» детей, когда уже сделали карьеру, а дети почему-то «завестись» уже не могут: рождаются уроды, вымирает нация.

У меня супруга тоже психолог, и когда она консультирует «деловых» женщин, говорит: вам доживать не на производстве, вам доживать в семье. Куда вы вкладываете? У женщины две ценности: тело и время. И поэтому женщина не жалеет потраченного времени, использованного на тело.

Я всегда говорю: девочки, милые, смотрите, куда вкладывать свое время. Когда это тело увянет, чем вы дальше будете? Именно «чем», потому что «кем» - вряд ли. С этой моралью современного бизнеса женщине легче разойтись с мужчиной, потому что «он тряпка», «он мне не дает развиваться, а я хочу». А потом она сделала карьеру и сидит, ревет. Такое было и в советские времена.

Помните фильм «Москва слезам не верит»? «Всего, чего хотела в жизни, ты добилась сама». «Это верно. Только ты пока ребятам не рассказывай, что как раз тогда, когда всего добьешься в жизни, больше всего хочется плакать…».

Закончилось там все красиво, но есть ли такое в реальности или нет? Это мои зарисовки, мое мнение, я его никому не навязываю, но предлагаю задуматься на эту тему.

 Где рентабельность?

 Владислав Вакаев:

- Я представитель науки, поэтому взгляд на эту тему у меня достаточно жесткий, связанный с объективными обстоятельствами. Любая семья отражает ту социально-экономическую реальность, в которой находится.

Семья, которую мы сегодня почему-то называем классической (хотя ей чуть больше ста лет), семья нуклеарная: муж, жена и дети (причем детей немного) – это семья индустриального общества.

Ему не нужно много детей, нужна мобильная семья, которую можно куда-то перебросить, которая может жить в городе, работать в отрыве от дома, при этом детей будет куда-то сдавать. Но индустриальная цивилизация уходит и приходит постиндустриальная. В связи с этим меняются условия, а значит, появляется множество новых форм семьи.

Очень сегодня распространена семья: женщина-одиночка с ребенком. И это воспринимается естественно. Есть различные вариации от повторных браков, где дети от прежних браков смешиваются, вплоть до самых экстравагантных форм, которые нам активно навязываются: однополые, шведские, гостевые и т.д.

Что будет с семьей дальше, будет зависеть от контекста, который вынуждает людей жить так или иначе, в той или иной форме. Вот много говорят о том, что мало рожают детей, и надо этот процесс стимулировать.

Но в условиях городского образа жизни иметь детей невыгодно. Простите за выражение, но это так. Хоть заагитируйся, люди не будут рожать. В условиях города каждый рожденный ребенок – это проблема с жилплощадью, это проблема с рабочим временем, дети не являются кормильцами и на старости лет они ничего не приносят, более того, дают убытки.

Есть анекдот, жесткий, циничный: 18 лет с конфискацией имущества вынес приговор гражданке Сидоровой тест на беременность.

Я сам отец двоих детей и я не завожу третьего, потому что не могу себе этого позволить. Ребенок – это семья в два раза беднее, я это время буду жить в бедности, мне нужно расширять свою квартиру, которой для семьи из четырех человек достаточно, а для пятого уже нужны дополнительные метры. Это все траты. А что я с этого получу? Где рентабельность, извините?

Отец Александр:

- В таком случае может вкладывать любовью в детей, чтобы они не сдали вас потом в дом престарелых?

 

 

 

Упреки гасят мужиков…

 Модератор:

- Вы согласны с адекватностью критерия «выгодно»/ «не выгодно» по отношению к детям?

 

Татьяна Журавлева:

- Согласен ты с ним или нет, но ты с ним сталкиваешься. Потому что семья – это большие затраты, начиная со свадьбы и заканчивая детьми – это дорого и отнимает много времени. Денежный вопрос не самый главный, но очень важный.

Отец Александр:

- Нельзя, на мой взгляд, так мерить: рентабельно-нерентабельно. Для церковного человека семья – абсолютна ценность. Я общаюсь с разными семьями, и среди них бывают настолько счастливые, что пусть хоть весь мир перевернется, а любовь с рождением каждого ребенка у них только увеличивается.

Я сам отец троих детей, и вижу: с каждым рождением детей я люблю свою супругу по-новому. Она изменяется, я изменяюсь, я молодею.

Владислав Вакаев:

- У нас в стране низкий уровень жизни и все, что происходит в институте семьи, зависит от внешних условий. И вот ситуация: уровень жизни низкий, но людям нужны какого-то рода отношения, вот они и выбирают «гражданский брак».

Мужчины не вступают в более-менее формализованные отношения, понимая, что от него это будет требовать каких-то усилий. Появляются «гостевые браки», появляется, на мой взгляд, совершенно безумное движение «сhildfree» (свободные от детей), которые принципиально не хотят иметь детей и пытаются это как-то обосновать.

Это совершенно ужасное движение, на мой взгляд, развивается, потому что люди хотят как-то оправдать свою невозможность рожать детей. И дальше, в зависимости от среды существования люди будут искать какие-то варианты.

 Будем жить поодиночке?

 Модератор:

- Как, на ваш взгляд, будет видоизменяться семья в дальнейшем?

Владислав Вакаев:

- Я примерно догадываюсь, что дальше будет с семьей происходить и как она будет развиваться. Мы же видим, что происходит в экономике, в социально сфере, политике и т.д.

Первое, что мы видим – увеличение роли женщины в семье. Это объективный фактор. Женщина всегда была чем-то второстепенным, она не была добытчиком, не вникала в те сферы деятельности, где правил мужчина. Сегодня все это женщина делает, более того, делает более эффективно.

Изменился труд, сфера занятости, работа постиндустриального общества требует усидчивости, аккуратности, внимательности, концентрации. Причем работа физически не тяжелая. Какая разница, какой палец жмет на кнопку компьютера: наманикюренный женский или суровый мужской? Думаю, и дальше мы увидим увеличение роли женщины из-за изменения характера труда.

И еще я могу обосновать, почему пошло массовое изгнание мужчины из семьи. Женщина говорит: зачем мне лишний предмет мебели? От него нет толку. А мужчина говорит: так я в условиях этой жизни не могу проявить себя, вот если б война, если б на охоте кого-нибудь замочить или что-нибудь такое…

А в нынешних условиях я не могу такого делать. Второй момент, который объективно, вне нашей воли, происходит – ослабление внутрисемейных связей. Мы не общаемся с детьми. Если раньше родители просто пропадали на работе, то сегодня, когда сфера услуг так широка и человек хочет получить всего и побольше, и после работы еще куда-то идет. И дети становятся обузой, не дающей полноценно развиваться, развлекаться, отдыхать, получать какие-то культурные блага.

Что касается разводов, с точки зрения социологической науки, тут все логично. Почему раньше (в период аграрной цивилизации) не было разводов? Потому что партнера себе выбирали не по принципу: нравится/не нравится, люблю/не люблю. А по хозяйственному принципу: насколько жена физически крепкая, сможет ли выполнять свою работу по рождению детей, ведению хозяйства. Какая любовь? У нас тут пятнадцать коров, 7 га пашни… Какой развод, когда у нас все это? Поэтому таких категорий как развод в принципе не было.

А сегодня экономические факторы не так важны. Можно прожить и поодиночке. На первый план выходят другие вещи: нравственные, эмоциональные, насколько с человеком интересно, комфортно. Это более тонкие вещи и возникает много проблем, когда люди начинают разочаровываться. И тут еще один момент, который надо учитывать, рассуждая о том, что ждет семью. Мы видим разрыв между ожиданиями молодых людей и реальностью. И разрыв этот вызван искусственно, рекламой и всей поп-культурой.

Восприятие семьи формируется на восприятии картинок рекламных, которые есть в любом журнале, на любом телеканале: красивая семья, все танцуют и поют от счастья, потому что мама купила какую-то лапшу или растворила бульонный кубик. И девушка, и юноша идут в загс, думая, что у них все будет также: они будут ехать на красивой машине по берегу моря, в ней будут сидеть двое детей, которые будут улыбаться, жевать ириски и петь от счастья. А на деле все иначе. Это проблемы информационно-идеологические и они должны решаться информационно-идеологически.

И ждет нас дальнейшее разнообразие различных семейных форм. Потому что, безусловно, есть тяга к семье, есть стремление реализовать эту потребность, но оно вступает в противоречие с существующей реальностью. Будут культивироваться те формы семьи, которые позволяют совместить работу и семейную жизнь наименее болезненно. Сейчас все популярней становятся «гостевые браки», когда люди всю неделю работают и живут, по сути, раздельно, а выходные проводят вместе.

Думаю, такой формат будет распространяться, хотя это не совсем полноценный формат. Но, с другой стороны, а что такое полноценная семья?

 «Гибкие» мужики и «твердые» женщины

 Модератор:

- Какой бы вы хотели видеть семью?

Отец Александр:

- Такой, где мужчина – глава семьи.

 

Алексей Капранов:

- Да!

 

Татьяна Журавлева:

- Да!

 

Алексей Капранов:

- Мне хотелось бы, чтобы женщины как можно меньше обвиняли мужчин. Чем более виноват мужчина (а женщина думает, что это выгодно – виноват, значит должен, и им удобно управлять), тем он слабее. Если мужчина все время не прав и виноват – это гасит все его жизненные силы. Хотелось бы, чтобы ориентиром, центром координат был – муж. Хочу пожелать мужчинам стать той осью, вокруг которой женщина пометалась бы, но могла за нее зацепиться. А когда мужики гибкие и женщины твердые – это неправильно.

Владислав Вакаев:

- Я считаю, что семья должна быть такой, которая позволяет каждому ее члену раскрыться, реализовать свой потенциал. Тогда все будет хорошо.

Татьяна Журавлева:

- Чтобы семья была здорова, женщина должна уметь чем-то пожертвовать. Но эта жертвенность должна восприниматься не как отсечение конечности, а как что-то само собой разумеющееся.

Справка

За первые 6 месяцев 2011 года в Барнауле было зарегистрировано 2400 браков, за то же время в 2010 году – 2357. Разводов за первые полгода в краевой столице 1801, в то же время год назад их было 1708.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах