Примерное время чтения: 7 минут
742

Фотохудожник Анастасия Коротких о съёмках, плёнках и хороших снимках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. "АиФ-Алтай" 02/10/2013

Между тем, как ни удивительно, до сих пор существуют люди, занимающиеся фотографией профессионально. Более того, вносят в этот процесс элемент творчества, обращая его в искусство.

Фото: АиФ-Алтай / Из архива Анастасии Коротких

Анастасия КОРОТКИХ, хотя и занимается фотосъёмкой более 10 лет, наотрез отказывается, чтобы её называли фотографом.

Сомнительные стереотипы

– От людей, знакомых с твоим творчеством, слышала, что называют они тебя не фотографом, а фотохудожником. В чём принципиальная разница понятий для тебя самой?

– На мой взгляд, понятие «фотограф» уже, чем понятие «фотохудожник». Фотограф – профессионал, способный мастерски выполнять свою работу: технично, идеально. Фотохудожник – человек, не просто снимающий, но вкладывающий в съёмку больше творчества, приоткрывающий через кадр дверь в свой внутренний мир. Я опасаюсь саму себя как-то называть: фотограф, фотохудожник… Мне кажется, давая названия, мы устанавливаем ограничения, сужаем круг своих возможных действий.

– В некоторых эстетских и околоэстетских кругах существует мнение, что живопись динамична, «жива», а вот фотография – статична и «мертва». Что ты думаешь об этом?

– Я училась в художественной школе. Достаточно серьёзно изучала живопись. Конечно же, занималась ею сама. Теперь я занимаюсь фотографией. Могу уверенно сказать, что такое утверждение – полная ерунда. Это два отдельных, совершенно разных и абсолютно самостоятельных вида искусства. Объединяет их только то, что они оба – визуальные, работающие с изображением. И для того, чтобы создать отличный снимок, и для того, чтобы написать приличную картину, необходимо сделать всё исчерпывающе хорошо, нужно вложить душу, проникнуться духом того, что ты будешь изображать. Например, три года назад я принимала участие во всероссийском конкурсе, иллюстрировала книгу стихов Даниила Хармса. Перед тем, как взяться за работу, я много читала и самого автора, и о нём, стремясь, по возможности, настроиться с ним «на одну волну». Не хочу хвастаться, но, видимо, что-то получилось. С этими иллюстрациями удалось войти в пятёрку лучших, и работы выставляли позже на ВВЦ (ВДНХ) в Москве. Аналогично с фотографией: прежде чем приступить к съёмке, я всегда стараюсь «проникнуться духом и настроением» того, что буду фотографировать.

Фото: АиФ-Алтай / Из архива Анастасии Коротких

Главное – чувство

– Считается, что создать высокохудожественный чёрно-белый снимок – пик профессионализма. Чёрно-белое изображение относят к чему-то элитарному. А вот цветное фото, якобы, нечто более «простенькое», легче доступное восприятию; для самого же фотографа, за счёт богатства цветов, нечто, позволяющее ему сделать незаметные глазу непрофессионала промахи. Как ты относишься к этому убеждению? Есть ли у тебя предпочтения: чёрно-белая или цветная фотосъёмка?

– Начну со второй части вопроса. Предпочтений в этом смысле у меня нет. Выбор того, цветное или чёрно-белое фото я буду делать, определяется моим художническим чутьём и конкретной ситуацией. Фотографировать современный розовый кадиллак на чёрно-белую плёнку – нелепо. А вот какую-нибудь модель старинного автомобиля – и стильно, и эстетично, а, главное, уместно в данном конкретном случае. Что касается первой части вопроса, уверена, это ошибка. Элитарность и художественный уровень снимка зависят вовсе не от цвета плёнки, а от человека, держащего в руках фотоаппарат.

– Все те твои работы, что я видела, сюжетны. Нет ни единого «просто снимка». Откуда ты берёшь сюжеты для своих фотографий: из книг, из жизни? Или, «перерабатывая» впечатления от всего этого, твоё воображение порождает что-то своё?

– Абсолютно верно, я делаю исключительно сюжетные фотографии. Для меня прин- ципиально, чтобы за каждым кадром была история, было чувство. Когда ко мне обращаются люди, я, прежде чем начать съёмку, разговариваю с ними, пытаюсь хоть немного постичь если не их внутренний мир, то хотя бы настроение; опять же, «проникнуться духом», возможно, несколько громко звучит, но ненадолго слиться воедино: увидеть мир их глазами, почувствовать его так, как они. Очень важно смотреть на человека объективом и любить его: его глаза, губы, движения. Все «особинки», делающие его неповторимым. Людям нравится, когда я передаю их чувства, когда я показываю им их самих.

Фото: АиФ-Алтай / Из архива Анастасии Коротких

Кайф в служении человеку

– И снова о стереотипах. Правда ли, что существуют люди фотогеничные и нефотогеничные? Фотогеничность – врождённое качество или её в себе можно «взрастить»?

– Это неправда. Нет нефотогеничных людей. Если человек не уверен в себе, неустанно твердит перед началом съёмки, что он толстый, то, будьте уверены, именно это и бросится в глаза на готовой фотографии. От фотохудожника зависит основное, но и от объекта изображения тоже многое зависит. Начинайте любить себя, и фотогеничность тут же появится.

– Существуют ли какие-то «фишки», которые позволят человеку выигрышнее выглядеть на снимке: цвета одежды, визаж, манера поведения?

– На мой взгляд, универсальных правил нет. Всё сугубо индивидуально. Как говорила, перед началом съёмки я встречаюсь с людьми. Оговариваю все мелочи. В разговоре человек раскрывается. Помимо его «экстерьера» я начинаю понемногу улавливать его самость, если так можно выразиться. Ничего не навязывая, мягко даю рекомендации и относительно макияжа, и относительно выбора цветов и стиля в одежде, и относительно манеры поведения, а, главное, относительно того образа, в котором он мне видится. Возможно, это будет он сам, а возможно, представитель какой-то культуры или определённой эпохи. И уже личное дело человека – принять или нет мои советы.

Фото: АиФ-Алтай / Из архива Анастасии Коротких

– Есть ли у тебя предпочтения в объектах изображения: природа или урбанистические виды, животные или люди?

– Я занималась и занимаюсь всеми видами съёмок. Снимала и снимаю и людей, и животных, и природу. Могу сказать определённо: самое увлекательное для меня – снимать людей. Нет ничего интереснее и занимательнее Человека. Извиняюсь за пафос, нет большего кайфа, чем служить человеку. Служить посредством того, чем ты занимаешься.

Досье

Анастасия Коротких – барнаульский фотограф, фотохудожник, 26 лет. Окончила курсы дизайна и архитектуры, работала дизайнером, иллюстратором детских книг. Неоднократный победитель фотовыставок Барнаула. Имеет одну персональную выставку, посвящённую детям с аутизмом.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах