– Садитесь, пожалуйста! – пригласила Вера ВЕРЧЕНКО, руководительница мастерской «Светлица», и пододвинула стул, похожий на расчудесную картинку!
Он весь был из разноцветных лоскутков весёлого ситца: там журавлик летит, там цветок цветёт, там солнышко светит… По форме – стул как стул образца 60-х годов прошлого века. Точно такой же, только обшарпанный, пылится где-то в подвале моего дома. А на этот глянула и – руки «зачесались» подарить монстру советской мебельной индустрии вторую ярко-пёструю жизнь.
«Бабушкин сад»
– Ничего сложного, я научу, – обещает Вера. – Здесь две техники совмещены – декупаж и пэчворк. Правда, предварительно нужно мебель подготовить к реставрации – старую краску, лаки очистить, покрыть специальными растворами и т. д. Зато из бросовой вещи вы получите настоящий эксклюзив! Такого табурета, стула, книжной полки, стола точно ни у кого больше не встретите…
Сотворить из лоскутков вещь, пригодную в хозяйстве да ещё сделать её неповторимой и красивой, умели наши деревенские бабульки. Помните, как сладко спалось в гостях у бабушки под разнопёстрым лоскутным одеялом? Как тепло было со сна наступать на лоскутный коврик у кровати? Как интересно было рассматривать подушку, сшитую из полосок ткани от старых платьев, шалей, рубах?.. Может быть, поэтому лоскутное шитьё до сих пор называют так ласково и образно – «бабушкин сад».
Кроме традиционной для нас техники лоскутного шитья Вера Верченко знает ещё более 20 уникальных, незаслуженно забытых техник со всего мира. Французская «синель» и итальянская «барджелло», квилты в японском и американском стилях, английский scrappy и… всего не перечесть.
– Конечно, из лоскутков можно создавать и картины, но я сторонник вещей, которыми люди пользуются в повседневной жизни, – говорит Вера. – А если совместить шитьё с другими видами рукоделия, вообще не будет границ для творчества.
Химией не пахнет!
Казалось бы, зачем рукодельничать, когда сегодня можно всё-всё купить?!
– Покупное людей уже не удовлетворяет, – считает мастерица. – Да и потом, в магазинах и на рынках засилье китайских товаров. Из чего они сделаны, чем пропитаны – неизвестно. Знаете, когда к нам в мастерскую приходят гости, то многие говорят: «У вас химией не пахнет!».
Крепкий аргумент. Особенно, если вещь предназначена ребёнку. Можно, конечно, без заморочек купить китайскую карнавальную маску. Но ведь можно и самим её сделать из папье-маше и разукрасить так, что любо-дорого! В преддверии Нового года, например, мастеров из «Светлицы» попросили сделать десять венецианских масок самодеятельные артисты из Шелаболихи – в китайских они просто не могут дышать!
Изрядно подзабытая нами техника папье-маше – пожалуй, самое простое, что придумали рукоделистые предки. И нужно-то «исходного сырья» всего ничего: старая бумага, тряпочки, клей да форма-болванка. А сотворить можно кучу полезного: и ёлочные игрушки, и шляпу для маскарада, и игольницу, и вазочку… Даже если сначала вещицы не будут такие же ладные да складные, как те, которыми завалены прилавки, они всё равно окажутся милее и привлекательнее. Потому что будут сделаны своими руками.
Сшить сказку
Когда-то в далёком-далёком детстве Тамара РОГОЖНИКОВА играла тряпичной куклой. И так запала в душу ей эта простая забава небогатого детства, что в старости принялась Тамара Алексеевна шить кукол. Уже больше 20 лет шьёт. И столько всяких-разных нашила – на супермаркет игрушек хватит! Интересно, что у её кукол, как и у тех, что делали в старину, ручки-ножки крутятся в разные стороны. А ещё их можно стирать без страха, что полиняют или «потеряют лица».
Эти «чердачные» куколки очень выручили однажды её семью. Когда в доме случилось безденежье, набралась Тамара Алексеевна смелости и пошла по детским садам с предложением: «Давайте я вам сказку сошью». Она шила для детских дошкольных учреждений целые кукольные театры: «Курочку Рябу» и «Буратино», «Дюймовочку» и «Белоснежку». С удовольствием брали, даже заказы делали на будущее.
Когда у Тамары Алексеевны плохое настроение – обидится на что-то, или болезнь её прихватит (всё-таки 86 лет бабушке!), она берётся за черновую работу – проволоку для каркаса крутит, к примеру. А как только «отпустит», начинает вышивать да раскрашивать лица своих кукол. Они – обязательно! – разные. У кого глаза добрые, у кого умные, кто-то улыбается добродушно, кто-то хитренько, у одной нос картошкой, у другой – с горбинкой.
Над каждой куклой Тамара Алексеевна работает долго и придирчиво. Иногда домочадцы посмеиваются над её творческими терзаниями.
– Ходит по дому и причитает: «Что ж у меня бабка-Ёжка не получается?», – рассказывает её дочь Татьяна. – Её сверстницы на суставы да давление жалуются, а она переживает, что для Змея Горыныча подходящей ткани найти не можем!
.. Долгие осенние и зимние вечера словно созданы для того, чтобы собраться семьёй и заняться рукоделием. Неважно, что это будет – кружево или поделка из кожи, вырезанная из дерева ложка или брошь-канзаши, маскарадный костюм или вышитая салфетка. Главное, что это будет сделано с любовью и руками самых родных людей.