Примерное время чтения: 6 минут
170

Тепло без потерь. Бийские сети снизили потери при транспортировке тепла

из архива компании.

За последние два года бийские сети существенно снизили потери при транспортировке тепла.

Акционерное общество «БийскэнергоТеплоТранзит» – крупнейшая и единственная теплоснабжающая организация во втором по величине городе Алтайского края. Единственным акционером компании является АО «Бийскэнерго», входящее в группу компаний «СИБЭКО». «БийскэнергоТеплоТранзит» обслуживает жилой фонд Бийска, практически все социальные и административные объекты, промышленные предприятия и организации.

В 2014 году компания стала владельцем тепловых сетей, большая часть которых ранее находилась в муниципальной собственности. Перед началом отопительного сезона её генеральный директор Дмитрий ТЯГЛОВ рассказал о приоритетных направлениях ремонтной кампании и как удалось за последние несколько лет существенно снизить потери при транспортировке тепла.

Изолировать – надолго

– Дмитрий Аркадьевич, первый вопрос – самый простой и самый важный: в каком состоянии находятся сейчас вверенные вам сети?

– Понятие «качества теплоснабжения» характеризуется соблюдением технических параметров – температураы теплоносителя, давления в сети, а также обеспечения надёжности этого процесса. Наша главная задача – соблюдать оба этих условия.

Сегодня срок эксплуатации более 50% теплосетей превышает 25 лет – период, после которого проводится обязательная техническая оценка их состояния и по её результатам планируется их капитальный ремонт или замена. На состояние сетей, а следовательно в целом на качество теплоснабжения, имеет огромное влияние состояние изоляции трубопровода. Как только она разрушается, хотя бы частично, во-первых, теряется тепло, а во-вторых, среда начинает агрессивно влиять на сами трубы…

– И качество теплоснабжения сразу ощутимо теряется…

– Конечно. Это одна из главных проблем теплоснабжения вообще, и на её решение всегда тратилось много сил и средств. Мы ежегодно меняем изоляцию в достаточно больших объёмах и параллельно ищем варианты сокращения затрат путём применения современных материалов. Самый оптимальный из них – пенополиуретановые скорлупы с защитным фольгированным слоем. Мы изучили ГОСТ – он оказался несложным – и попробовали в экспериментальном режиме производить теплоизоляцию на базе Бийскэнерго. Сейчас решается вопрос о создании производственного участка, который будет полностью закрывать нужды нашей компании в этом материале. Объёмы замены теплоизоляции у нас настолько большие, что даже при большом желании продавать её «на сторону» мы не сможем – иначе самим не хватит. Кстати, монтировать будем самостоятельно, это несложно…

– И экономить на этом деньги?

– Главное, это позволит снижать потери в больших объёмах: ремонт изоляции с применением тех же минерало-ватных материалов абсолютно неэффективен – они разрушаются по факту быстрее, чем мы успеваем их заменять. Применение нового типа изоляции скорее позволит нам увеличить объёмы ремонта, чем сэкономить на нём.

И отношение меняется…

– Жители чувствуют, что к состоянию теплосетей, а следовательно к качеству предоставления услуг ресурсоснабжающая организация стала относиться более ответственно?

– За последнее время отношение бийчан к теплоснабжающей организации значительно поменялось в лучшую сторону. Они по-прежнему активно обращаются к нам, если видят, что та же теплоизоляция на надземных тепловых сетях пришла в негодность. Но теперь не жалуются, а скорее «дают сигнал». Мы на эти сигналы реагируем практически сразу же.

– А тепловой режим вследствие этого не нарушался?

– Ни разу. Тепловой режим вообще зависит в основном не только от состояния теплоизоляции сетей, а зачастую от режима теплопотребления конкретного объекта. И приведение этого режима в рабочее состояние – вторая наша приоритетная задача на сегодняшний день. Поясню суть проблемы: внутренняя система теплоснабжения любого здания – жилого ли, офисного, административного – требует наладки, и её должны выполнять исключительно специализированные, опытные организации. Что мы имеем на сегодняшний день? Абсолютное большинство обслуживаемых нами домов (а это более 70% всего жилого фонда Бийска) имеют нарушения режима теплоснабжения. После прошлого отопительного сезона с каждой без исключения управляющей компанией мы эти нарушения проработали и дали рекомендации по устранению потерь тепла, даже подписали протоколы взаимных обязательств. И когда будем актировать дома перед началом подачи тепла, мы увидим, были ли выполнены работы по восстановлению режима теплопотребления объектов. Объём этих работ на каждом доме разный. Специально, чтобы определить их наиболее полно и «достоверно», мы вменили в обязанности нашего сервисного центра обследование многоквартирных жилых домов (помимо собственно обслуживания приборов учёта). Теперь УК могут получить квалифицированные рекомендации по устранению недочётов и в инженерной системе, и в «физическом» состоянии домов. У нас есть для этого и профессиональные кадры, и оборудование – те же тепловизоры, к примеру.

Задача – развиваться

– УК и жильцы не возражают против таких дополнительных затрат?

– Потребителю это выгодно в первую очередь: после проведения комплекса мероприятий приборы учёта фиксируют меньшее теплопотребление, а значит, и платить за потреблённый ресурс приходится меньше.

– Это, естественно, влияет и на экономику самого «БийскэнергоТеплоТранзита…

– Да, конечно. По результатам прошлого года мы впервые вышли на точку безубыточности – и это при том, что в программу снижения теплопотерь были вложены огромные средства, возможно, самые значительные за последние несколько лет. Повлияли на улучшение нашей финансовой ситуации и внутрикорпоративные мероприятия. Получается, комплексные вложения в инфраструктуру, рассчитанные на долгосрочную перспективу, гораздо выгоднее «латания дыр». Да, по объёму они значительнее, но в итоге именно на этом мы экономим, и именно за счёт этого можем развиваться. Развиваться – а значит, поставлять потребителю более качественные услуги.

Кстати

В этом году БийскэнергоТеплоТранзит провёл всего одни гидравлические испытания вместо двух – чёткое планирование и своевременная диагностика технологических проблем способствуют улучшению состояния сетей, позволяют сократить сроки ремонтов. Соответственно, потребителей отключали от горячей воды только единожды – в мае.

На правах рекламы

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах