На минувшей неделе 1138 школ Алтайского края распахнули свои двери для учеников, численность которых ежегодно подрастает на 5-6 тыс. человек. Особенно много в этом году первоклашек.
Накануне нового учебного года с педагогами краевого центра пообщался Александр Карлин, губернатор Алтайского края.
Инклюзивное обучение
Своеобразный педсовет с участием губернатора и представителей общественных родительских объединений проходил в форме открытого и честного разговора. Так, одной из тем диалога стала программа организации обучения детей с особыми возможностями здоровья в обычных школах. Марина ПОПОВА, директор Бийской общеобразовательной школы-интерната №3, отметила, что школы, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, стремятся помочь педагогам обычных школ и готовы делиться с ними опытом:
– Мы проводим собеседования и консультации, как в открытом режиме, так и в онлайн-формате, работаем и с педагогами других регионов, например, Республики Алтай.
Но вопросы вызывает то, что во многих регионах страны сокращают сеть школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья – для того чтобы дети-инвалиды могли учиться в обычных школах и не были оторваны от социальной среды.
По словам главы региона, всё, что сейчас делается по направлению инклюзивного образования – явление положительное. Это затратная работа, потому что речь идёт о сотнях школ, которые нужно приспособить к потребностям особенных детей – снабдить пандусами, обеспечить беспрепятственное передвижение внутри здания для колясочников. Но при этом создание в обычных школах условий для детей с особыми потребностями не означает, что в крае вынашивают планы закрытия школ особого профиля. «Сокращение сети образовательных учреждений такой специализации возможно только в одном случае – если мы организуем дело так, что по желанию родителей и детей с особыми потребностями они будут обучаться в обычных школах, в которых создадим все необходимые для этого условия. Я думаю, у нас хватит мудрости не кидаться в крайности в этом случае», – констатировал Александр КАРЛИН, губернатор Алтайского края.
Приоритеты бюджета
Другой темой беседы стала оплата работы учителей – в том числе за воспитательный процесс.
– Воспитательному компоненту будет придаваться большее значение, и мы прекрасно понимаем, что он реализуется через труд, через талант учителя, – сказал губернатор. – И здесь нужны несколько иные качества не только ума, но и души. Потому что дать знания – это одно, а воздействовать на личность ребёнка, с точки зрения формирования его мировоззрения, отношения к жизни, это более сложная задача. И эта работа педагога должна быть учтена правильно, в том числе в механизме оплаты труда.
«Да, мы не самые богатые, но сегодня все наши бюджетные проектировки выполняем полностью, более того, мы позволили себе скорректировать бюджет в строну увеличения в существенном объёме, по доходам более чем на 10% – на 8,6 млрд рублей. И определённая часть из этих дополнительных средств идёт в образование, на обеспечение оплаты труда педагогов», – пояснил глава региона. Повышение заработной платы учителям у краевой власти будет всегда в приоритете.
Продолжая тему привлечения средств в край, губернатор рассказал учителям о разговоре с президентом Владимиром Путиным и озвученных ему проектах. Таких как строительство транспортного обхода вокруг Барнаула, реконструкция всего Чуйского тракта в Алтайском крае по 1-2 категории, строительство современной туберкулёзной больницы, завершение ремонта художественного музея и строительство в Барнауле нового театра кукол. «Привлечение федеральных средств позволяет экономить средства регионального бюджета и транслировать их на другие значимые направления в большем объёме», – напомнил губернатор.
Сфера школьного образования сегодня финансируется из краевого бюджета стабильно, об учителях стараются заботиться не меньше, чем об учениках, и по всему краю, уже который год, строятся и будут строиться новые школы. По числу введённых в строй школ регион опережает все соседние регионы. Каждая построенная или капитально отремонтированная школа – это новые рабочие места для педагогов и современные возможности образовательного процесса для учеников.