- Какие «изюминки» в банковских услугах текущего года вы хотели бы отметить?
- Самое заметное, наверное, - это возвращение Промсвязьбанка к активным продажам розничных продуктов. Весной мы вновь вышли на рынок ипотеки, в течение года модернизировали линейку по потребкредитам, картам, депозитам. Сегодня Алтайский операционный офис активно развивает каналы продаж ипотечных продуктов, работает с риэлтерскими агентствами, застройщиками региона, развивает каналы продаж розничных продуктов. Максимально активно советуем переводить обслуживание в дистанционные каналы, поэтому к любому ритейловому продукту предлагается интернет-банкинг.
Еще одна тенденция этого года - существенно активизировалась электронная коммерция. Банк активно развивает сотрудничество с QIWI, «Яндекс-деньгами» и другими компаниями, которые позволяют проводить безналичные расчеты за заказанные в интернете или по мобильной связи товары и услуги через электронные кошельки или счета.
Также мы отметили спрос клиентов на управление личными средствами с помощью брокерских услуг - запустили на нашем сайте сервис, который позволяет желающим при помощи специалистов Промсвязьбанка проводить операции на рынке ценных бумаг. Всегда помним о тонкостях сотрудничества с руководителями и собственниками компаний как потенциальными VIP-клиентами.
Кстити, постоянный контакт с нашими клиентами и получение от них обратной связи – очень важная методика нашей работы. Поэтому актуализировали на сайте www.psbank.ru специальный раздел «Линия качества», вышли в социальные сети – наши представительства есть в Твиттере и на Фейсбуке. Вы можете оценить, как вас обслужили, кому-то сказать «спасибо», а кого-то и поругать. Также мы ждем предложений и идей, которые помогут сделать предложения и услуги банка еще более востребованными.
- По данным Банка России, доверие вкладчиков к банкам восстановилось в полной мере.
- В последние годы вопросы, связанные с управлением финансовым благополучием, для значительного числа семей вышли на первый план. Напомню, что в 2004-м именно для того, чтобы укрепить доверие населения к банкам, была создана система страхования вкладов. Промсвязьбанк вступил в нее одним из первых.
Сегодня сумма возмещения по частным вкладам, открытым в одном банке, достигла 700 тыс. рублей. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) справедливо полагает, что эта сумма покрывает банковские сбережения почти 98% россиян.
При этом застрахованы не только вклады, но и карточные счета, пенсии, которые переводятся на счета в банки - так что снимать до копеечки все деньги, например, с зарплатной карты, чтобы потом хранить их дома, просто не имеет смысла. Уточню еще, что по депозитам застрахован не только сам вклад, но и проценты по нему. Кстати, по данным АСВ, сейчас россияне хранят в банках более 10 трлн. рублей.
Только в Промсвязьбанке на 1 октября объем вкладов частных клиентов составил свыше 103 млрд. рублей, а нашему оперофису земляки доверили почти 250 миллионов. В течение года наибольшим спросом пользовались вклады «Мой мультивыбор», «Моя выгода», «Моя пенсия». А с середины октября у нас были изменены в пользу клиентов условия по ряду вкладов (в том числе, по пенсионному). Стартовало сезонное предложение по депозитам «Мои возможности» и «Мой мультивыбор» - с повышенными процентными ставками.
- Так закончился кризис или нет?!
- Динамика нашего развития остается строго положительной. Хотя ситуация в мире оставляет желать лучшего. Есть ряд серьезных проблем: в частности, давление на курс рубля, рост инфляции, нестабильность в еврозоне и экономическая лихорадка в США.
Очень хотелось бы избежать финансовых неурядиц! Но нельзя исключать, что российская экономика и банковская система будут затронуты кризисными волнами из-за рубежа. Выражаться это может как в продолжающемся падении фондовых рынков, так и, например, в формировании банками большей «подушки ликвидности». Соответственно, вырастет спрос на деньги.
Сегодня мы существуем совсем в иной реальности, чем в «нулевые». Годы безудержного оптимизма, когда всем казалось, что все будет расти как на дрожжах - доходы, цены, благосостояние - пройдены. В начале 2000-х предприниматели брали деньги, не задумываясь. Им казалось: любой их проект ждет непременный успех. После 2008-го пришло время трезвости, взросления.
В этом году появился инвестиционный спрос, в то время как в прошлом кредиты шли главным образом на пополнение оборотных средств. Это обстоятельство я считаю самым положительным моментом в сегодняшней ситуации, ведь наша главная тактическая установка - ориентация на результат, а не процесс.
Сегодня хочется отметить, что Промсвязьбанк уже много лет входит в топ-10 крупнейших банков России. Предварительные итоги его работы за 9 месяцев 2011 года радуют: по российским правилам бухгалтерского учета чистая прибыль за этот период составила 1,8 млрд рублей, активы увеличились на 10,5% (до 522 млрд рублей).
Банк уверенно чувствует себя, уделяя особое внимание управлению рисками и поддержанию достаточного запаса ликвидности. Это оценили ведущие рейтинговые агентства, которые подтверждают высокие позиции банка. В текущем году Промсвязьбанк отмечен профессиональными премиями авторитетного международного издания World Finance как лучший банк в России и «Финансовая элита» (номинация «Надежность»).
– Без солидных финансовых вливаний невозножно модернизировать российскую экономику. Само название вашего банка говорит о том, что промышленность и связь для вас – важные точки приложения сил. Как дела на «корпоративном фронте»?
– Число корпоративных клиентов банка превышает 93 тысячи, они представляют такие отрасли, как связь и телекоммуникации, атомная, оборонная и пищевая промышленность, транспорт, электроэнергетика, авиация и машиностроение. В нашем регионе преобладают клиенты, работающие в следующих отраслях: сельское хозяйство, промышленность, торговля, автотранспорт.
На рынке факторинга мы активно работаем почти десять лет, для нас это одно из ключевых направлений. Промсвязьбанк предоставляет весь комплекс услуг по внутреннему и международному факторингу, и, можно сказать, является «законодателем моды» в этом бизнесе в России: доля рынка Промсвязьбанка составляет больше 20%. Еще одно из «лидерских направлений» - международное финансирование.
При экспортно-импортных операциях всегда можно получить условия лучше, чем просто взять деньги в кредит. Например, финансировать покупку импортного оборудования российскими деньгами - просто финансовое вредительство. Такие операции можно структурировать через профессиональные технологичные инструменты. Нужно прийти в банк и просто посоветоваться.
Операции, связанные с экспортом и импортом, банк развивает с конца 90-х. Это, в каком-то смысле, позволило банку стать таким крупным, какой он сейчас. Проводя международные операции, пытаешься соответствовать зарубежным партнерам, более четко выстраиваешь системы взаимодействия, становишься прозрачным.
Промсвязьбанк уже около 12 лет делает отчетность по международным стандартам. Кстати, наши высокие позиции по этим направлениям подтверждают аналитики «Эксперт РА»: в их недавних рейтингах Промсвязьбанк занимает второе место по международному финансированию, уступая лишь Сбербанку, а по факторингу мы уже несколько лет подряд потверждаем свое абсолютное лидерство.
– В настоящее время сеть географического присутствия Промсвязьбанка весьма широка. Но с прошлого года вы проводите процедуру, в рамках которой филиалы переименонываются в региональные офисы. Хотя на качестве и «наборе услуг» для клиентов это никак не отражается, расскажите, зачем это нужно было делать? И как в дальнейшем вы будуете развивать точки продаж?
- Мы утвердили программу развития сети, которая предусматривает рост числа новых точек продаж до конца 2013 года больше, чем на треть. При этом есть целые виды бизнеса, которые в основном сосредоточены «на местах». Например, одно из наших стратегических направлений - МСБ.
Мы входим в первую пятерку банков России по данному бизнесу, и около 80% такого кредитного портфеля банка приходится на регионы. Теперь о перемене формата банковских точек продаж (к слову сказать, этот процесс коснулся не только Промсвязьбанка, но и других крупных банков). Это не какое-то «модное веяние», а реальное приближение к европейским стандартам.
Ведущие банковские организации страны давно стремились к этому, но реорганизацию сдерживало законодательство. Раньше, чтобы открыть допофис в каком-то городе, необходимо было иметь в области филиал, которому он станет подконтрольным. Сегодня ЦБ РФ разрешает открывать обособленные подразделения банка, если его головной офис или филиал есть в федеральном округе.
Суть процесса - централизация процесса сопровождения: функции бэк-офиса в максимальном объеме передаются сервисным филиалам, а на местах персонал сосредотачивается на работе с клиентами. При этом банку становится гораздо проще «заходить» в новые города. В будущем году планируется появление наших региональных офисов в Астрахани, Армавире, Курске, Калуге, Ульяновске, а также расширение сети, в частности, в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Ставрополе, Москве, Санкт-Петербурге и других городах. У нас в регионе будет открыт офис в г.Бийске.
- Следует ли банк уже выбранной стратегии или вы вносите в неё какие-то изменения, вызванные экономической ситуацией?
- Стратегия развития Промсвязьбанка принята некоторое время назад и последовательно реализуется. Каждый год анализируем ход бизнес-процесса и адаптируем ее к меняющимся условиям рынка.
Тем не менее, я бы отметила одно из наших конкурентных преимуществ: мы знаем, кем мы хотим быть, какими мы хотим быть и через три года, и через пять лет. Именно об этом мы говорим нашим партнёрам, клиентам. Также очень важно, что наша стратегия - это не формальный документ, принятый советом директоров. Это те принципы и установки, которые разделяют акционеры, члены правления, все менеджеры. А когда точно знаешь вектор движения и цель пути, ее обязательно достигнешь!
- Как Промсвязьбанк работает со своими постоянными клиентами, готов ли он делать им какие-то преференции?
- Программы лояльности мы никогда не сворачивали. Надеюсь, что и в дальнейшем они будут только набирать обороты, поскольку число наших постоянных клиентов продолжает расти. На корпоративном рынке партнерские программы между клиентом и банком формируются скорее в индивидуальном порядке.
В любом случае, чем дольше компания сотрудничает с банком, тем больше получает преференций - как материальных (сниженные комиссии, ставки), так и нематериальных. Мы готовы принять на себя разумные риски и дать возможность бизнесу любого масштаба расти и развиваться.
Вместе со страной, нашими партнерами и клиентамы мы пережили уже так много! И доказали, что умеем изо всех сиутаций выходить еще более сильными. У Промсвязьбанка хороший запас прочности – желаю, чтобы и у всех наших клиентов дела обстояли так же.