В Барнауле по проекту 93-летнего священника строится храм Архангела Михаила

Камень в основание храма Архангела Михаила в Банауле был заложен 15 лет назад. А совсем недавно почти весь посёлок Новосиликатный собрался на стройке, где состоялось возведение двух позолоченных куполов.

   
   

В тёплое время в ещё строящемся здании проводятся молебны. На них непременно (если, конечно, позволяет здоровье) присутствует игумен Паисий – самый старший священник Барнаульской епархии, создатель проекта храма. «Многие едут в дальние дали, чтобы посетить старцев Церкви, – говорит одна из прихожанок Людмила. – А у нас есть свой старец – отец Паисий».

Строящийся храм. Фото: Из личного архива

 

Надолго, на тысячелетия

Елена Николавева, АиФ-Алтай: Отец Паисий, почему вы сами сделали проект? Не доверяете светским архитекторам?

Отец Паисий: Отчего же, архитектор тоже со мной работал. Просто я делал на черновик, показывал и рассказывал, каким вижу храм, а архитектор делал чертежи на чистовик. Конечно, инициатива и задумка были мои. Это правда. И вмешиваться приходилось. Например, юбки на нижних частях куполов показались маленькими, их увеличили. Форму луковиц куполов тоже пришлось несколько изменить. Каждый сантиметр и миллиметр просчитаны. Современные архитекторы хорошие, но они, в основном, дома строят. А храм – это другое дело. Вот построили в Москве храм Христа Спасителя. Самый большой. Самый дорогой. Когда я пришёл туда, удивился: почему так глухо? Староста храма рядом стоит, со мной разговаривает – и то глухо. Я спросил у архитектора, который проектировал и строил. Он говорит: «Я строил оперные театры, драматические театры, цирки. Там всё нормально с акустикой, а здесь… Не понимаем, в чём дело?». А оказывается они внутри храма сделали три лифта, потому что там 3 этажа. Конечно, всё красиво сделано и удобно. Но акустика нарушена, и службы проходят с микрофонами.

– Вы знаете особенности традиционного храмостроения?

– Архитектуру в числе прочих важных дисциплин я изучал ещё в сороковые годы, когда учился в богословском университете в Бухаресте. Это уже пятый храм, в котором я принимаю участие. Правда, до этого четыре не строил, а реставрировал. Сейчас строят, как играются. На высоту все материалы поднимают машины. Сразу 500 кирпичей кран поднимает! А в 50-х годах бабушки по два кирпича носили под купол Покровского собора. Вот где было тяжело!

   
   

...Весной мы на храме ещё 5 куполов будем ставить. У нас вообще будет 7 куполов храма и восьмой купол – колокольня. Сейчас уже 3 купола поставлены.

– Не слишком ли большой по размерам будущий храм для такого небольшого посёлка, как Новосиликатный?

– Серафим Саровский строил храм в лесу. И вокруг сначала образовалось поселение, а теперь – целый город вырос! Может, здесь тоже будет город с домами по 60-70 этажей. Тогда наш храм с высоты этих этажей будет маленький-маленький. Но он будет! И будет виден людям и нужен им. Храм, который мы строим, он на тысячелетия! Мы строим для будущего. Крепко стоять будет – туда только одной арматуры 50 тонн ушло.

Почему в Сибири легче?

– Сейчас ваши прихожане собираются на службы в часовне во имя преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, что на территории психиатрического диспансера. Почему именно здесь вы её создали?

– Это место служения получил, когда в епархии священников распределяли по больницам. Конечно, это сложная больница, но людям, которые здесь лечатся, очень нужна духовная помощь. Особенно детям, среди которых очень много детдомовских и интернатских ребятишек.

– Как мне рассказали, среди ваших прихожан есть люди, которые приезжают в эту маленькую часовню на службы из разных концов Барнаула…

– Да. Это мои люди.

– А что это значит – «мои люди»?

– Мои люди – это те, которые пойдут за мной. Которые никогда меня не предадут, потому что знают, что и я их никогда не предам.

– Отец Паисий, как вы, западный человек, оказались в Сибири?

– Я украинец. Родился в городе Черновцы. Это Буковина. Там закончил гимназию, после которой уехал учиться в Буха- рестский университет. Тогда Буковина относилась к Румынии. Румыны украинцев не принимали в высшие учебные заведения. Но так как я закончил гимназию с отличием, сделали исключение. Преподавание велось на румынском языке. Я знал несколько языков: украинский, румынский, молдавский и французский. А русский я выучил уже после войны. В 1947 году меня забрали уже советские военные по причине «неблагонадёжнос- ти», ведь учился я в румынском университете, а Румыния в войнё была союзницей Германии. Дали 8 лет лагерей. Отправили на Урал, в Соликамск. Потом перевели в Караганду. А после оказался на поселении в Красноярске. А оттуда уже приехал сюда, в Барнаул.

– Так вы совсем сибиряком стали?

– Мне здесь лучше. Я ведь и в Москве жил, и в Подмосковье. Там зима сырая. И на Украине также. Меня приглашали работать в Киев, дали квартиру. Но там начал часто болеть. Промучился год, и профессор медицины сказал: «Здесь вам не климат. Уезжайте назад в Сибирь». Последний раз, когда в 1993 году ездил туда к сестре, опять заболел. Прилетел назад, в Барнаул – погода была морозная, зима. Вышел на трап самолёта и всей грудью как вздохнул: дышать можно!

Молитесь за детей

– У православных начался Рождественский пост. Наверное, вам сложно будет поститься по состоянию здоровья?

– Обязательно буду постовать! Я себя лучше чувствую в пост. Мне мясо что есть, что его нет. Вот овощи есть, и, слава Богу, больше ничего не надо.

– Многие говорят, что в пост главное – молитва, а воздерживаться в пище, дескать, не обязательно.

– Понятно (улыбается – прим. ред .). Есть люди не очень твёрдые в вопросах веры. Есть много бывших коммунистов и тех, кто воспитан на идеях коммунистических. Они сейчас и туда, и сюда – не знают, куда. А под старость начинают задаваться и духовными, и житейскими вопросами.

Мне с глазу на глаз такие вопросы задают. Я отвечаю. Даже детям и подросткам на самые откровенные вопросы. Ведь 13-14 лет – самый возраст, когда они мучаются вопросами, у них гормоны «играют», им надо всё рассказывать. Бывает, приходят мамы и папы, плачут: «Что делать? Раньше был золотой ребёнок. А теперь на бабушку и дедушку ругается, с нами ругается, с братьями-сёстрами ругается». А я спрашиваю: «Мама, а ты в этом возрасте лучше была?». Все были такими. Мама стесняется говорить дочери о физиологии. Почему? Нам в университете преподавали и урологию, и гинекологию, и сексологию. И преподавал священник. В аудитории сидело 25 человек, и никто не думал улыбнуться. Это ведь жизненные вопросы.

– Отец Паисий, почему мы так суетно сегодня живём?

– Мы живём так, как за нас молились наши родители.

Досье

Отец Паисий (в миру – Михаил ОЛЕКСЮК) .

Родился в 1924 году в Черновцах. С отличием закончил гимназию и Бухарестский духовный университет. В 1947 году осуждён на 8 лет лагерей. Работал на лесоповале, в столярной мастерской, пожарной части, в каменоломнях. После освобождения работал прорабом на стройках в Красноярске. В Барнаул приехал в 1956 году, где работал шофёром, металлистом, мастером чугунолитейного цеха. Участвовал в реставрации Покровского храма. В 1980 году выполнил норматив мастера спорта по планерному спорту. В 1995 году принял монашество. Служил дьяконом в Никольском храме, став иеромонахом, нёс службы в Чарышском и Залесовском районах, в Казанской церкви села Власиха.

Смотрите также: