С течением времени многие традиции, нормы и правила – в том числе религиозные – в любом обществе претерпевают изменения. Но есть вещи, которые, проходя сквозь века, остаются, по сути, прежними. Например, традиция соблюдения Великого поста у христиан.
Пожалуй, многие согласятся, что, несмотря на свою неизменность, пост сегодня протекает в совершенно иной обстановке, нежели прежде, и сталкивается с новыми вызовами времени.
Как сделать так, чтобы он не превратился в формальность или диету, как понять, что он проходил не зря, как человеку, соблюдающему Великий пост, выходить из щекотливых ситуаций, продиктованных современными реалиями?
Об этом и не только мы говорили со священником Александром Абрашкиным, настоятелем Дмитриевской церкви.
Сытый, значит, добрый?
- Как бы вы объяснили тем, кто не очень понимает, зачем соблюдать пост, в чем его суть?
- Основания поститься мы находим в Священном писании. Священное писание для нас – это Божественное откровение. Господь заповедовал нам соблюдать пост. Ключевая фраза тут – воздержание. Воздержание бывает разным: от пищи определенного вида, от развлечений, впечатлений (духовное воздержание). Есть пословица: сытое брюхо к учению глухо. К учению божественному сытое брюхо особенно глухо.
Великий пост – это такой период в годовом отрезке жизни, когда человек пытается рассмотреть свой внутренний мир, услышать голос совести, заняться не только рассуждением о земных вещах, но и подумать о бессмертной душе, о Боге, мироздании, своем месте в жизни.
Пост – это средство увидеть свою слабость. У апостола Павла есть такие слова: все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мной. Когда человек пробует соблюдать пост, он понимает, что, оказывается, тело начинает бунтовать: то хочется, это хочется. И такое создается впечатление, что не человек главенствует над своей плотью, а плоть руководит человеком.
Душа должна властвовать над телом, а не тело над душой. И пост, как некий период испытания, особого подвига показывает, насколько человек немощен.
У него могут обостряться негативные черты. Человек сытый вроде как и добрый. А у человека голодного появляются разные нехорошие черты характера, о которых он забыл: раздражение, обидчивость, гордыня, злоба. Пост, как некий катализатор. Когда человек поститься, он видит свое духовное состояние.
И надо понимать, что пост без молитвы – не пост. Не в воздержании только от пищи он заключается, а в духовном подъеме. Святые отцы говорили, что пост и молитва – это два крыла, которые поднимают человеческую душу к небу. О вещах божественных человек задумывается только тогда, когда в период поста он усугубляет свои молитвенные подвиги. Службы первой недели поста – это пятичасовые службы. Нет в другой период церковного года таких продолжительных служб.
Белые вороны
- Работающему человеку это сложно даже представить…
- У нас есть прихожане-бизнесмены, государственные служащие, частные предприниматели. Они на период первой седмицы (первой недели) поста или последней седмицы берут отпуска, чтобы пребывать в храме. Это вещь важная, потому что как ты пост начинаешь, так он и продолжается.
- Февраль, март – это месяцы, на которые выпадают различные светские праздники, вроде 23 февраля и 8 марта. Многие компании устраивают по этому поводу корпоративы, игнорирование которых - моветон. Как быть верующему человеку, которому говорят: в эту субботу мы все едем на лыжную базу отмечать праздник? Естественно, это подразумевает застолье, алкоголь, какие-то игрища…
- Я думаю, что можно съездить на лыжную базу, прийти на корпоратив, но не напиваться, не развлекаться – просто отдать некую такую дань уважения коллективу. Христиане всегда были как белые вороны. Но, древние язычники, допустим, восхищались женщинами-христианками, тем, насколько они чисты и целомудренны. Это вызывало в них восхищение и шок – что такие женщины могут быть в языческом обществе.
То же самое и сегодня. Языческие желания возобладают над человеческим обществом, а христиане живут так, как повелел их учитель Христос. Вот и все. От чего-то мы отказываемся и идем на принцип, что-то нам приемлемо, главное, чтобы не было греха.
Важно вызывать в среде коллектива уважение и прислушивание к своей точке зрения. Есть, допустим, прихожане-государственные служащие в администрации края. Их руководство знает, что они – люди верующие, ходят в храм, и не позволяет себе надругаться над мировоззрением своих подчиненных. Если же происходит конфликт – заставляют человека, например, куда-то идти праздновать хэллоуин, а он христианин, - да вопрос о смене работы актуален.
Луковица слаще яблока
- От каких элементарных вещей стоит отказаться в пост?
- Тут важно увидеть зависимость в себе. Допустим, мне не благословили смотреть в пост до Пасхи телевизор – я и не смотрю. Я работаю с молодежью и тем молодым людям, которые зависимы от общения в социальных сетях, я не благословляю подходить к компьютеру…
- А что плохого в общении? Оно же бывает разным…
- Ничего плохого я не вижу. Но это суета. Мы должны все-таки вырываться из суеты и говорить со своей душой, своей совестью, своим сердцем. Когда мы научимся слушать тишину и слышать бога в тишине, вот тогда наша обычная жизнь будет не такой депрессивной, какая есть у людей, не ходящих в церковь: гонка, гонка, гонка… суета, суета, суета. Они не могут остановиться. И депрессия, тревога, уныние – спутники человека активного.
Порой нужно остановиться от бегства жизни и заглянуть глубоко в сердце и там увидеть Бога. Услышать его и откликнулся. Это пост дает каждому человеку. Великий пост – особенно. Недаром он у святых отцов называется «духовной весной».
Вот обычное определение весны: солнышко светит сильнее, ручьи побежали, снег растаял, травка растет, цветы расцветают – вот и человеческая душа под воздействием божественной благодати, божественного света и тепла, раскрывается как цветочек навстречу богу. И человек обретает полноту жизни. У человека неверующего полноты жизни нет.
Вариации на тему
- Есть градация, кому и насколько жестко следует соблюдать пост?
- Это не зависит от статуса человека. Пост нам дан для того, чтобы мы могли духовно совершенствоваться. Я думаю, не стоит разглядывать продукты и за конфетку, которая сделана якобы на молоке, чувствовать угрызения совести, что совершил грех. Ведь в то же время человек может поругаться с соседкой и пожелать ей какого-то зла. Нужно видеть первопричину, приоритет в соблюдении поста. Если человек любит спать до 10 утра, попробовать вставать в 6 часов. Воздержание может быть в разных моментах.
Путь сорокадневного поста – это путь нашей души к светлому Христову Воскресению. Что касается гастрономической особенности, человек постящийся познает вкус вещей, вкус продуктов. Если вы не первый раз поститесь, можете вспомнить, что к концу поста и луковица слаще яблока бывает.
- Сегодня многие называют себя православными. При этом далеко не все ходят в церковь, соблюдают ритуалы, а если и соблюдают, то как-то по-своему. Вот и в отношении поста многие изобретают свой «велосипед»: не ходят на исповедь, не советуются с духовником, сами решают, в чем себя ограничивать… Эти вариации на тему поста бессмысленны или имеют право на жизнь?
- Наверное, человек просто не осведомлен: ни о православной вере, ни о церкви. Да, многие люди так поступают. Кто называет себя христианами? Ученики Христа. Если мы ученики Христа, мы должны знать, что заповедовал наш учитель. Если мы хотим знать, что заповедовал нам наш учитель и господь Иисус Христос, мы должны знать его божественное откровение, которое записано в священном писании Ветхого и Нового (преимущественно) завета, знать, что дух святой, живущий в церкви, управляет церковью и преображает человека именно в церкви и нигде больше.
Если вы когда-нибудь были влюблены, вспомните это ощущение. Вы видите образ любимого человека, мечтаете, живете ради него. Вы встаете с его именем, засыпаете с его именем, этот образ никогда не стирается из вашей памяти. Вы живете ради любимого и для любимого. Вот христианин – это тот, кто живет ради Иисуса Христа, кто влюблен в личность Иисуса Христа до такой степени, что живет ради него и его Царства. А теперь сравните определение тех людей, которые считают себя православными. Насколько они любят Христа, насколько они могут быть христианами…
По факту крещения? Да, это наша беда. Крещены у нас 70%, ходят в церковь 5%. Это недоработка священнослужителей в том числе – значит, мы мало объясняем человеку, в чем заключается сущность крещения. Сейчас мы очень строго стали подходить к таинству крещения – через согласительные беседы, подготовку к крещению, чтобы не просто по факту человек крещеный бил себя в грудь: я православный.
Кого мы можем назвать мусульманином? Того, кто читает Коран по-арабски, кто соблюдает пятничные молитвы, кто пост Рамадан соблюдает и мусульманские праздники, кто посещает Мекку – этого человека мы называем мусульманином. Не азербайджанца по факту рождения, а того, кто исполняет определенные правила Ислама.
Точно так же и в христианстве – человек должен жить по заповедям божьим, знать их, воплощать в жизнь и вообще жить для бога и ради бога. Самая главная заповедь – любовь к богу. В том числе цель поста – еще большее ощущение любви к богу, еще большая преданность богу, еще большее упование на него, вера в него и любовь, конечно.
Вот этой дорогой мы и идем. Древние язычники первых веков христианства еще так говорили о христианах: они одеваются в те же одежды, ходят на ту же работу, они живут среди нас, но они другие люди – это граждане неба. Наша задача, как христиан XXI века – жить так, чтобы люди окружающие нас если не восхищались нашей жизнью, то, по крайней мере, удивлялись ей.