Три проблемы двух колес. Нужны ли скутеристам права?

В минувшее воскресенье в краевом центре официально был открыт мотосезон – колонна байкеров, несмотря на дождливо-ветреную погоду, проехала по Барнаулу.

   
   

Велосипедисты края официально велосезон и не закрывали, хотя их число на улицах растет с наступлением теплых дней. Также растет число мопедов и скутеров на дорогах. И весь двухколесный транспорт уже начал создавать себе и всем участникам движения дополнительные проблемы.

Ежедневно ГИБДД края фиксирует по 2-3 ДТП с его участием. С начала мотосезона уже четверо мотоциклистов и скутеристов края получили повреждения различной степени тяжести.

«В основном это несовершеннолетние водители и пассажиры мопедов и скутеров, которые в силу своих возрастных особенностей и отсутствия опыта готовы неоправданно рисковать, угрожая при этом не только своей жизни, но и жизни других людей. Даже простое падение с мотоцикла чревато переломами конечностей, ожогами и травмами головы», – сообщают в ГУ МВД Алтайского края.

Мото – не вело

Объективно, природные и дорожные условия Алтайского края к поездкам на двухколесном транспорте располагают мало – зима полгода, велосипедных дорожек нет даже в Барнауле, скорость движения по трассам ограничена в 90 километров в час. Мотоциклисты края должны себя чувствовать, как сноубордисты в Египте. Но охота – пуще неволи.

Меньше всего проблем на дорогах создают велосипедисты. Их много, но спортсмены ездят в яркой одежде, с фонарями и катафотами и, обязательно, в велосипедном шлеме.

   
   

Но водители автомобилей велосипеды часто совсем не замечают. Так, в прошлом году в крае получил травмы 31 велосипедист.

ГИБДД края беспокоят юные велосипедисты – в апреле инспектора пропаганды автоинспекции вели разъяснительную работу в школах и призывали водителей обращать особое внимание на велосипедистов.

С мотоциклистами сложнее. С одной стороны хороший мотоцикл – штука дорогая, и его хозяин обычно пользуется шлемом, а часто – и защитным снаряжением. С другой стороны владельцы гоночных байков ездить с разрешенной скоростью не привыкли.

Даже в городе отдельные представители байкерского племени умудряются разгоняться до 120-150 километров в час. Может, поэтому в прошлом году в ДТП пострадали 37 мотоциклистов края.

Скутерист в зеркале

Больше всего проблем на дорогах со скутеристами и водителями мопедов – по тротуару они уже не ездят, а ответственности у них меньше, чем у мотоциклистов.

По оценкам врачей-травматологов, к которым попадают неудачливые скутеристы, только один из десяти при ДТП был в шлеме. В прошлом году пострадали в ДТП 75 скутеристов края – больше чем велосипедистов и мотоциклистов вместе взятых. Из семи погибших водителей двухколесного транспорта половина – скутеристы.

По оценке Виктора Клепикова, председателя Федерации автовладельцев России, скутеры на дорогах общего пользования – серьезная проблема: «Эти транспортные средства давно необходимо уравнять с мотоциклами.

Незнание скутеристом ПДД ставит под угрозу не только его жизнь, но и жизни окружающих. Также необходимо требовать от скутеристов не только использования шлемов, но и, учитывая погодные условия в Сибири, наколенников и налокотников».

С таким мнением согласны и на федеральном уровне – в конце апреля Совет Федерации утвердил закон «О безопасности дорожного движения», вводящий права на скутеры и мопеды.

Через 180 дней после одобрения закона Президентом России он вступит в силу. Теперь сесть за руль 50-кубового мопеда можно будет только после сдачи теоретического экзамена в ГИБДД и только при достижении 16 лет.

Права будут выдаваться категории «М», при этом мопедом можно будет управлять и при наличии водительских прав любой другой категории.

Возрождать мотоклубы

Автошколы края пока не получали нормативы подготовки скутеристов от ГИБДД, но готовы освоить необходимую учебную программу в кратчайшие сроки – правила дорожного движения преподаются одни для всех, а особенности движения в городе можно будет позаимствовать из программы обучения мотоциклистов.

Есть, конечно, опасения, что подростки и с новыми правилами будут ездить без прав. Тем более что многие мопеды приобретались ими или их родителями с рук и не имеют нужных документов для постановки на учет в ГИБДД.

По мнению Виктора Пантыкина, мастера спорта России по мототуризму, для принципиального решения проблем опасности двухколесного транспорта нужно не только вводить права на скутеры, или, как практикуется в некоторых регионах, регистрировать велосипеды, но и возрождать систему дополнительного школьного образования в рамках мотоклубов, которая существовала раньше.

Также Барнаулу желательно иметь в городе муниципальный автодром, где любой горожанин мог бы нарабатывать навыки вождения. Плюс к этому детям, начиная с первого класса школы, необходимо систематически давать знания по транспортному движению. Ради их же собственной безопасности.

Только такие общие и постоянные усилия помогут сберечь жизни и здоровье тех, кто ездит в крае на велосипедах, скутерах и мотоциклах.

Кстати

По данным ГИБДД и общественной организации «Движение без опасности», в прошлом году на дорогах России в 10 тыс. ДТП погибло 1098 мотоциклистов-мужчин и семь женщин.

Аварийность двухколесного транспорта нарастает с апреля, достигает пика в августе и сходит на нет в ноябре. Почти половина ДТП происходит в субботу и воскресенье. Среди погибших мотоциклистов 79 человек – несовершеннолетние. И 87 погибших – предпенсионного и пенсионного возраста.

Мнение эксперта

Сергей Шумаков, директор автошколы:

– Необходимость учить водителей мопедов и скутеров очевидна. Во многих странах существует система их подготовки и есть даже различные категории – для движения по выделенным дорожкам и тротуарам и для движения по дорогам общего пользования.

По хорошему, и пешеходов всех нужно учить Правилам дорожного движения, а не только водителей. Конечно, конкретных требований по правилам обучения на категории «М» мы еще не получали.

Наверняка в постановлении правительства и рекомендациях ГИБДД будут прописаны особенности подготовки водителей мопедов на автодроме и в городе. То, что возраст управления мопедом установлен с 16 лет – это нормально. Обучаться можно будет с 14 лет, ездить под наблюдением инструктора, а затем переходить к самостоятельному вождению.

Так раньше в профессиональных училищах обучали на категорию «А» управлению мотоциклами. Подход будет подобным.

Мнение власти

Олег Каркошкин, командир ОБДПС ОГИБДД УМВД России по Барнаулу, полковник полиции:

– Проблема аварийности на дорогах города в весенне-летний период с участием водителей скутеров, мопедов, велосипедов является очень актуальной. Сотрудники ОБДПС ГИБДД Барнаула проводят профилактические разъяснительные беседы с учащимися в образовательных учреждениях, посещают родительские и педагогические собрания, где обращают внимание на причины детского дорожно-транспортного травматизма.

Особое внимание направлено на формирование культуры поведения на дорогах и чувства ответственности всех участников дорожного движения. Поведение на дорогах – это зеркальное отражение нашей жизни, ее нравственных ценностей, менталитета, обычаев и традиций. Безоговорочное выполнение ПДД – это условие сохранения жизни себе и окружающим, а также показателя уровня воспитания и культуры взаимоотношений участников дорожного движения.

Не лучше «газелистов»

Юлия Никитюк, член Союза художников России:

– У меня большой водительский стаж, и случаев, когда водители мопедов создают аварийноопасные ситуации, я могу припомнить достаточно. К велосипедистам у меня особых претензий нет – они встречаются не часто, но вот скутеристы, наравне с «газелистами» являются одной из самых явных проблем на дорогах.

Они ездят как попало, без защитных шлемов, часто в нетрезвом состоянии. Правил дорожного движения для них, похоже, не существует.

Несколько лет назад выворачивала с Челюскинцев на Строителей и чудом избежала столкновения с парочкой нетрезвых молодых людей, которые двигались против движения транспорта на мопеде – спасло то, что всегда езжу аккуратно и внимательно смотрю по сторонам.

В прошлом году машину моей подруги несколько раз царапали и били проезжающие и выскакивающие из подворотен скутеристы – она уже чуть не плачет, когда их видит.

При этом взять с таких горе-ездоков нечего – у мопедов нет номеров, они скрываются с места столкновения, и даже если найдешь такого, окажется, что он безработный. В общем, вопрос больной и в кругу подруг-водителей мы обсуждаем его часто.

То, что сейчас, возможно, будет законодательно закреплена необходимость регистрировать мопеды и получать права на них – я поддерживаю. Знание и соблюдение ПДД еще никому не повредило.

Может быть, скутеристы наконец-то начнут уважать других участников дорожного движения, перестанут бить других и биться сами.

Смотрите также: