Примерное время чтения: 7 минут
206

Два колеса проблем. Как «помирить» автомобилистов и велосипедистов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. "АиФ-Алтай" 12/08/2015

Барнаул настолько маленький город, что Ивану, автомобилисту и велосипедисту со стажем, хватает часа, чтобы на любом виде колёсного транспорта добраться в любую точку города.

Правда, пробки вносят свои коррективы. При особом невезении на машине можно сильно опоздать. С двухколёсным другом таких проблем нет, но мешает другое – культура взаимодействия с велосипедистами других участников движения в краевом центре ещё не сформировалась, хотя разговоры об этом идут больше десяти лет. На Ивана, который рукой обозначает намерение повернуть или затормозить, смотрят как на чудика, велодорожек в городе нет, и единственное достижение последних лет – увеличившееся число мест велопарковок.

Схожие проблемы непонимания со стороны других участников движения испытывают владельцы мотоциклов, мопедов и скутеров. По признанию одного байкера, выезд в город – как выход на тропу войны, где к каждому автомобилисту нужно относиться как к потенциальному охотнику на двухколёсных.

Какие правила?

Условно всех жителей края по способу передвижения можно разделить на четыре категории – автомобилисты, мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы. С первой и последней категорией всё понятно – автомобилисты знают правила дорожного движения. Вторые свято уверены, что «пешеход всегда прав».

С любителями двухколёсного транспорта всё сложнее. Самыми распространёнными особенностями движения мотоциклистов являются езда в междурядье и превышение скорости. А повсеместные нарушения правил велосипедистами – поворот налево на дорогах с несколькими полосами движения, езда не только в правой полосе, переезд по пешеходным переходам.

Итогом своеобразной трактовки правил дорожного движения или их игнорирование является традиционно большое число ДТП с двухколёсным транспортом. Так, в конце июня в Майминском районе Республики Алтай нетрезвый 33-летний гражданин, не имеющий водительских прав, столкнулся на мотоцикле с автомобилем «Волга». Ровно через месяц, 26 июля, 25-летний безработный житель села Онгудай на мотоцикле «ИЖ-Юпитер-5» выехал на полосу встречного движения и столкнулся со служебным автомобилем «УАЗ» под управлением участкового уполномоченного полиции. От полученных травм мотоциклист скончался на месте.

В тот же день в Барнауле на перекрёстке ул. Фурманова и Павловского тракта 20-летний мотоциклист на «Сузуки» без номерных знаков, двигаясь на высокой скорости на запрещающий сигнал светофора, столкнулся с автомобилем «Рено». Мотоциклист погиб.

Неделей раньше так же в краевом центре 18-летний парень не справился с управлением мотоцикла и, врезавшись в бордюр, перевернулся. В результате парень был госпитализирован в горбольницу № 1 с тяжёлыми телесными повреждениями.

18 июля 26-летний мотоциклист ехал по Чуйскому тракту в сторону Барнаула и врезался на высокой скорости в «Рено», двигавшееся в попутном направлении. От сильного удара мотоцикл разорвало на части, водитель мотоцикла скончался на месте, а его пассажир, 22-летний мужчина, был госпитализирован в больницу с тяжёлыми травмами.

В тот же день пострадал велосипедист – возле села Старобелокуриха водитель легкового автомобиля сбил велосипедиста, который двигался по обочине.

Всплеск ДТП с велосипедистами пришёлся на начало июня – тогда, к примеру, на пересечении улицы Шумакова и Павловского тракта на пешеходном переходе был сбит 15-летний велосипедист, который, в нарушение правил, переезжал проезжую часть на разрешающий сигнал светофора.

Как отмечают в ГИБДД Барнаула, в летний период происходит резкое увеличение дорожно-транспортных происшествий с участием мототранспорта. В большинстве случаев они происходят из-за нарушения правил дорожного движения водителями этого вида транспорта. При этом, по данным статистики, риск столкновения мотоциклистов с автомобилями в тёмное время суток в три раза выше, чем в светлое время.

Велосипедисты скоростной режим не нарушают, но с ними не меньше проблем. По словам Олега КАРКОШКИНА, начальника ОГИБДД УМВД России по Барнаулу, в соответствии с правилами дорожного движения лицам до 14 лет запрещено движение на велосипеде по проезжей части. Юные велосипедисты, оставшись без внимания старших, часто получают увечья на дорогах. Главную роль в воспитании дисциплинированного участника дорожного движения играют близкие люди – родителям детей-велосипедистов следует позаботиться об их безопасности. А взрослым велосипедистам стоит хорошо выучить ПДД и только после этого выезжать на дороги общего пользования.

Проект велодорожки

Одной из мер, способной развести велосипедистов и пешеходов, могло бы стать обустройство в краевом центре велодорожек. Первую из них, по инициативе активистов проекта «Цивилизованный город», предложено устроить на алее проспекта Ленина. По проекту, представленному в конце июля, велодорожку шириной 1,6 метра рекомендуется обустроить посередине аллеи.

Эта инициатива практически сразу наткнулась на недоумение со стороны велосообщества краевого центра. Один из аргументов – не делайте, как в Москве, где построили десятки километров велодорожек, которыми нельзя пользоваться. Велодорожка должна быть отделена от тротуара и проезжей части, и появление на ней мамашек с колясками должно быть так же невозможно, как и появление автомобилей. А предложеная велодорожка создаст всем неудобства и повысит аварийность.

Мотосообщество края, более разрозненное и закрытое, чем велосипедисты, никаких революционных предложений по повышению безопасности пока не предлагает. Каждый байкер отвечает за себя сам. Но за них эти вопросы решает ГИБДД. В прошлом году дорожные инспекторы края приобрели четыре новых патрульных мотоцикла «Ямаха» – сегодня дежурство, с целью пресечения нарушений ПДД мотоциклистами, в Барнауле несут шесть инспекторов ДПС на мотоциклах и ещё два в Бийске. Мотосезон в разгаре, и у них много работы. А с какими результатами завершится летняя вольница мотоциклистов и велосипедистов – увидим осенью.

Мнение эксперта

Василий ЗАЙКОВСКИЙ, организатор и вдохновитель велодвижения в Барнауле:

– Я не против велосипедных дорожек, но я категорически против велосипедных дорожек «для галочки». Было бы просто шикарно, если бы в Барнауле появились удобные и безопасные велосипедные дорожки, которые бы способствовали развитию велосипедной инфраструктуры и пересаживанию людей на велосипеды.

Для полноценного скоростного передвижения по городу на велосипеде именно как на транспорте необходима сеть хорошо продуманных велосипедных дорожек. И не велосипедные дорожки должны появиться, потому что велосипедистов много, а люди станут пересаживаться на велосипеды, когда у них будет уверенность, что на велосипеде им быстрее, проще, безопаснее доехать из спального района в центр на работу.

Если провести необходимые исследования трафика, разработать общую концепцию «по уму», учесть все тонкости, вынести всё на общественное обсуждение и на основе этого сделать проект создания сети велосипедных дорожек, то потом по этому проекту можно было бы расставить приоритеты. И ежегодно вводить в строй 5, 10 или 15 км велодорожек. Я уверен, что на это можно найти бюджетное финансирование. Такие темпы могли бы в итоге привести к тому, что Барнаул стал бы первопроходцем в России, заимев настоящую, по европейски качественную и удобную велосипедную инфраструктуру.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах