Зачастую горожане не задумываются о том, кто, как и по каким критериям задает температуру горячей воды и отопления в их домах, как энергетики узнают о том, что на трубопроводе и на каком именно произошло повреждение, и еще масса технологических тонкостей работы скрыта от глаз. На самом деле за все это отвечают всего два человека – диспетчер и оператор оперативно-диспетчерской службы Барнаульской тепломагистральной компании. Они безотрывно следят за тем, чтобы температурный режим в домах горожан не был нарушен.
На диспетчера возложено очень большое количество функций, основной из которых является ведение заданного режима тепловых сетей – гидравлического и теплового. Гидравлический режим или иначе давление теплоносителя на вводах теплоисточников и насосных станций рассчитывается дважды в год – после окончания отопительного сезона и перед его началом. Температурный режим – температура сетевой воды в трубопроводе – в отопительном сезоне задается ежедневно в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха. Все эти показатели диспетчер БТМК координирует с начальниками смен на ТЭЦ.
– Диспетчер следит за выполнением температурного режима. Кроме того, к нему поступают обращения от потребителей. Именно он занимается выравниванием гидравлического режима – ему подчиняются насосные станции – где-то насос необходимо остановить, где-то наоборот запустить. Все это диспетчер отслеживает благодаря специальному программному комплексу и задает нужные параметры, чтобы дома в разных частях города исправно получали тепло и горячую воду. Самое главное, чтобы диспетчер не просмотрел, когда изменится какой-то параметр, – говорит начальник оперативно-диспетчерской службы БТМК Александр Муслов.
Изменение параметров означает, что произошла какая-то внештатная ситуация и, возможно, где-то на трубопроводе появилась течь. Сигнал об этом моментально поступает на пульт, который оснащен специальным программным комплексом, фиксирующим данные насосных станции и сообщающим об изменении параметров.
– О состоянии системы сигнализируют два основных параметра. Первое – это увеличенная подпитка по станции, то есть для подпитки системы уходит больше воды. Сейчас у нас идет где-то около 300 тонн, считаем нормально – есть мелкие утечки. А если больше, например, на 50 тонн, на 100, на 500 тонн бывает, диспетчер сразу на это реагирует и посылает аварийную бригаду, – говорит начальник службы.
Второй параметр – давление по насосным станциям. Этот показатель помогает определить, на какой магистрали произошла утечка, какая это улица. Участок определяют уже непосредственно на месте специалисты-ремонтники по тому, где затоплена теплокамера.
В случае, если на время ремонта необходимо ограничить горячее водоснабжение и отопление для потребителей, вновь работает диспетчер. Специалист «собирает» схему отключения или переводит объекты на резервную схему отопления.
– Это самое важное – выделить этот участок. Надо собрать такую схему, чтобы как можно меньше потребителей попало под отключение – называется это локализовать повреждение. Потом надо его устранять, – говорит Александр Муслов.
После того, как тепломагистраль отремонтирована, сигнал об этом снова поступает в диспетчерскую, и специалист дает сигнал на станцию о том, что нужно заполнять трубопровод. Обычно на заполнение магистрали уходит несколько часов.
– Если сразу полностью открыть задвижку, то на ТЭЦ не останется воды. Поэтому, к примеру, открыли на 100 тонн в час и дальше смотрим по параметрам – либо прикрываем, либо наоборот открываем побольше, – объясняет Александр Георгиевич. – Есть определенный запас воды на станции, которой мы заполняем свои сети. Если за 15 минут откроем, все сольем, то воды ни на станции не будет, ни мы свои сети не заполним. Вот этими процессами руководит диспетчер. Потом он дает команду «аварийщикам» «продуть воздух», и уже затем разрешает открыть обратный и прямой трубопроводы на циркуляцию.
Рабочий день диспетчера и оператора длится 12 часов, после этого на пост на заступает следующая смена. Диспетчер не отлучается со своего рабочего места даже на обед. Прием пищи – в специально отведенном помещении по соседству с диспетчерской, не более 15-20 минут и только если все спокойно. При этом специалист ни на минуту не расстается с телефоном.
Казалось бы работа не так сложна, однако она требует большой внимательности и ответственности, серьезного багажа технических знаний. Ведь от того, насколько оперативно и правильно отреагирует один человек, зависят комфортные условия большого числа жителей Барнаула.
Смотрите также:
- В Барнаульском филиале ОАО «Кузбассэнерго» подвели итоги летней ремонтной кампании →
- Сибирская генерирующая компания завершила отопительный сезон в Барнауле →
- СГК проведет масштабную замену теплосетей в Рубцовске →