Горнолыжный комплекс BERLOGA в пос. Тягун Заринского района открылся в тестовом режиме еще весной 2017 года. Заработать в полную силу он должен был в декабре. Корреспондент АиФ-Алтай отправился в Салаирскую тайгу, чтобы узнать, что ожидает любителей сноубординга и горных лыж в новом месте.
Из лыжников в сноубордисты
Небольшой поселок Тягун у подножия Салаирского кряжа хорошо знаком лыжникам. Несколько лет подряд здесь проходит Тягунский лыжный марафон, на который съезжаются спортсмены из Томска, Кемерова, Новосибирска и других сибирских городов.
Недавно заснеженные сопки привлекли внимание инвесторов, которые решили вложить деньги в строительство горнолыжного комплекса. По их мнению, условия для этого здесь идеальные: снег лежит с октября по апрель, а по его количеству Тягун вполне может сравниться с известным кузбасским горнолыжным курортом Шерегешем.
«Я, как сноубордист, хорошо знаю, чего не хватает алтайским «горнолыжкам» – искусственного освещения и настоящего снега. У нас все это будет», - говорил в 2015 году инвестор из Заринска Сергей Приб.
В Тягуне планировали построить горнолыжную трассу протяженностью 1200 метров и перепадом высот 120 метров и экстрим-парк с рейлами, хафпайпом и прочими «радостями» экстремалов. В посёлке в нескольких километрах от спуска уже работает несколько гостиниц, поэтому с размещением туристов на первом этапе проблем не должно было возникнуть. Да и добраться из Барнаула туда можно за 2 с небольшим часа.
Как добраться?
Дорога до Тягуна заслуживает отдельного внимания. Конечно, добраться туда из Барнаула можно и на электричке, однако станция расположена довольно далеко от склона. И если лыжники могут доехать до «горнолыжки» своим ходом, то сноубордистам придется идти пешком через весь поселок и нести снаряжение и рюкзак.
Тех, кто поедет в Тягун на машине, ждет настоящий квест. Указателей до поселка на дороге крайне мало, информации в интернете тоже недостаточно.
Для просмотра маршрута Барнаул-Тягун нажмите на карту:
Расстояние от Барнаула составляет около 190 км. После поворота на Заринский тракт примерно через 10 км начинается хорошая дорога, но на 46 км тракта снова начинается неровный асфальт (правда, без больших выбоин). По дороге встречается указатель на Даниловский пещерный монастырь, вырытый монахами-отшельниками в начале ХХ века. Он является точной уменьшенной копией Киево-Печерской Лавры, так что если есть время и желание, можно свернуть с пути и отправиться на экскурсию.
По пути можно заехать и в город Заринск, но если городские пейзажи не вдохновляют, город лучше объехать (поворот в город – направо, нам прямо). После указателя на Тягун нужно повернуть направо, а напротив городского кладбища – налево. До поселка остается 63 км. Нужно держать курс на пос. Голуха. После с. Смазнево начинается живописная дорога, но и снега становится больше: есть места, где из-за колеи сложно разъехаться со встречным транспортом.
Перед Голухой нужно свернуть в сторону Тягуна. Местность здесь чем-то, действительно, напоминает Шерегеш – вытянутые хвойные деревья, огромные сугробы вдоль обочины, крутые подъемы и резкие спуски. На одном из участков путь нам преграждает горный ручей, который вытек прямо на дорогу. При температуре -15 градусов вода в нем не замерзает, превращаясь в огромную лужу. Впрочем, мы легко проезжаем на переднеприводной малолитражке.
В поселке тоже нет указателей на горнолыжный комплекс, но на улицах людно и все местные знают, как проехать. После железнодорожного переезда встречается пара крутых спусков, но мы преодолели их без происшествий, несмотря на гололед.
Перед самым комплексом мы догнали трактор, который чистил дорогу к «горнолыжке». На часах к тому времени было около 13:00, а парковка ГЛК – забита внедорожниками и полноприводными легковыми авто (на других машинах проехать по высоким сугробам довольно сложно).
День не задался
Горнолыжный комплекс пока включает лишь бугельный подъемник, пункт проката инвентаря и кафе. Стоит отметить, что построено все довольно добротно и представительно. Однако есть ряд серьезных минусов и недочетов.
Начнем с главного. Подъемник очень медленный и постоянно останавливается из-за того, что слетает тросс. В 13:30 часов один из туристов не выдерживает и приходит ругаться в кафе (там же производится расчет). Он требует вернуть деньги и говорит, что за полтора часа ему удалось подняться только один раз.
«По два человека не пускают, только по одному. Тросс слабо натянут, вот и слетает постоянно, - сказал он. – Я специально приехал покататься из Барнаула. Разочарован».
Администратор без проволочек возвращает деньги, извиняется и говорит, что такое случается редко. Обычно все работает.
В этот момент подъемник снова запускают, возле него выстраивается очередь, а мы решаем купить часовые абонементы, чтобы посмотреть, что наверху, и протестировать трассу. Вместо карты нам выдают бумажную квитанцию (одну на троих), которую нужно показать возле подъемника. Часовой абонемент стоит всего 100 рублей, дневной – 700 рублей.
Никаких турникетов и автоматизированной системы пропуска здесь нет, все проходят по очереди и ставят отметку на квитанции.
Во время подъема изучаю трассу: очень пологий спуск в конце, провал в середине и довольно крутой «лоб» наверху. Понимаю, что преодолеть провал можно только с разгона. Но даже развив достаточно большую скорость, я не выкатываюсь из «ямы». В ней застревают даже лыжники, но у них хотя бы палки есть, которыми можно оттолкнуться.
Видно, что по трассе утром прошел ратрак, но свежего снега уже достаточно. Склон широкий, слева можно захватить «пухляк», только увлекаться не стоит, потому что впереди тот самый провал, из которого придется идти пешком.
Проголодавшись после катания, мы идем в местное кафе BERLOGA. За стойкой людно, здесь же продают ski-pass. Меню нет, стоит только холодильник с напитками и полка с сувенирами. Спрашиваем, что есть из горячего, нам предлагают пельмени и блины с начинкой. «Перекус» на троих обошелся в 415 рублей, полноценно пообедать здесь не получилось.
На обратном пути заглядываем в пункт проката. В нем, как оказалось, можно взять в аренду довольно новое и качественное снаряжение. Есть много лавочек для того, чтобы переобуться.
В Тягуне также можно покататься на снегоходах по заснеженной тайге или отправиться на горку для сноутюбинга, которая расположена недалеко от поселка ближе к существующим местам размещения.
Плюсы ГЛК:
+ много снега
+ красивая природа
+ есть, где переночевать
+ в пункте проката хорошее снаряжение
+ довольно близко от Барнаула
Минусы ГЛК:
- рельеф склона
- сбои в работе подъемника. Если он не работает, альтернативы (кроме ватрушек и беговых лыж) нет.
- нет указателей на трассе и в поселке
- дорогу к склону расчищали слишком поздно, когда уже все приехали
Кстати
Проект по созданию полноценного курорта в Тягуне рассчитан на 5 лет, в рамках государственно-частного партнерства на его реализацию планируют направить 500 миллионов рублей.