Примерное время чтения: 5 минут
1979

Шахматы и дети. Десять советов - как воспитать юного шахматиста

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. "АиФ-Алтай" 10/10/2018

Когда родители отдают дошкольника в спортивную секцию, которых в краевом центре множество, или в детский творческий коллектив, которые в Барнауле принимают малышей даже бесплатно, то часто задаются вопросом – а как активизировать ещё и умственное развитие ребёнка? Ответ у многих находится один – шахматный кружок или секция.

Только официальных секций, куда можно отдать дошкольника, в краевом центре больше десяти. А ещё группы при спортивных центрах, и муниципальных организациях детского творчества или социальной работы. В последних шахматам детей учат даже бесплатно для родителей. Но есть ли от этого польза?

В кружках занимаются разновозрастные дети, многие шумят, балуются, малышам либо не с кем играть и они просто перерисовывают шахматные фигуры в тетрадку, либо постоянно проигрывают и теряют интерес к игре. Шахматы – не для всех – считают педагоги секций и кружков, среди которых есть и пенсионеры, и юные девушки, которые не столько являются шахматными тренерами, сколько подрабатывают, приглядывая за детьми с шахматными досками.

Барнаульские родители, воспитавшие двух школьников, занимающих на детских шахматных соревнованиях призовые места, считают, что искать нужно не шахматную секцию, а тренера. А в юном возрасте шахматный кружок больше вредит, чем прививает любовь к игре. Первые шаги в царство Каиссы, богини и покровительниц шахмат, дошкольники должны делать вместе с родителями.

  • Не спешите вести ребёнка в шахматную школу. Эта ошибка может поставить самую жирную точку в шахматной карьере дошкольника ещё до её начала.
  • Не предлагайте играть в шахматы. Сядьте за доску и играйте сами с собой в шахматы. Играйте с другом, с женой, с мужем, да с кем угодно и пусть вы даже не умеете в них играть. Просто переставляйте фигурки. Пусть ребёнок увидит этот процесс. Пусть смотрит. И он обязательно скажет: я тоже хочу. Не спешите сразу играть с ребёнком после этого – пусть подождёт, пока родитель закончит партию и «поймает короля». Это заинтригует.
  • Не ругать, а хвалить. Нельзя заставить любить то, что другой любить не хочет. Вызовите желание полюбить шахматы. Не давите на результат. У ребёнка должно сформироваться правильное отношение к поражениям. Важно определять причины проигрыша, но не ругать. Поражение показывает недостатки в игре. Без поражений не бывает побед. Важно, чтобы у ребёнка не выработался психологический барьер, связанный со страхом поражения. В этом случае он не захочет играть.
  • Не перегружайте ребёнка. Даже взрослого выматывают партии по два часа подряд. Малышу достаточно получаса. Младшему школьнику – максимум час. После этого нужно от шахмат оторваться и заняться чем-то другим. Как только вы видите, что ребёнок начал зевать, он устал - прекращайте занятия.
  • Оберегайте малышей от сладкого. Сахар вызывает повышенную активность у детей, они становятся менее усидчивыми, а шахматы требуют усидчивости и концентрации.
  • Самых маленьких учите шахматам играя. Периодически можно сочинять шахматные сказки, играть в кукольный театр с фигурками, лепить их с малышом из пластилина и вырезать из картона. Обязательно расскажите историю шахмат и гору зерна, которую запросил у падишаха шахматный учитель – нам первую клеточку одно зерно, на вторую два, на третью – четыре, потом восемь, шестнадцать… Не хватило всего зерна мира, чтобы заполнить последнюю 64 клетку. Рисуйте фигуры, сочиняйте с ребёнком про них стихи и рассказы. Придумывайте комиксы. Играйте дома и на отдыхе в различные околошахматные игры, например, эстафету на быструю и правильную расстановку фигур на доске. В общем, творите.
  • Потихоньку приучайте ребёнка к серьёзному отношению к игре: «шахматы любят тишину», «в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход». Уважайте маленького шахматиста. Не разрешайте изменять ходы или взаимно возвращать их. Учите детей играть не руками, а головой.
  • Не поддавайтесь. Многие родители готовы специально проиграть ребёнку, чтобы он не расстраивался. Но это педагогически не верно – ребёнок чувствует обман. Шахматные тренеры считают, что лучше, чтобы уровнять шансы – дать фору – хоть половину фигур на доске. Но играть в полную силу.
  • Отношение к турнирам может быть двояким. С одной стороны психологи не рекомендуют окунать ребёнка в серьёзные соревнования до 10-12 лет, с другой, турнир – это место встречи детей, увлечённых одним делом, это событие, которое остаётся в памяти, это возможности для шахматного туризма – съездить на турнир в соседний город, заодно и его посмотреть.
  • Когда ребёнок, глядя на играющих родителей, серьёзно увлечётся шахматами и потом перерастёт в силе своих домашних учителей, отдавайте его в шахматную секцию. Но не возле дома. Ищите тренера, который сможет провести малыша дальше, разгадать и развить его сильные стороны.

Опытные тренера уверены – третий и второй юношеские разряды по шахматам достижимы почти любым ребёнком. И это очень хороший уровень, который, даже если шахматы останутся на всю жизнь хобби, позволят достойно играть с большинством друзей и знакомых. А ещё шахматы развивают оба полушария мозга и помогают в освоении точных наук.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах