На минувшей неделе в Республике Алтай состоялась встреча премьер-министра России Михаила Мишустина с представителями туристического бизнеса. Один из вопросов, который обсудили участники мероприятия – создание в кластере «Каракольские озера» подобие сибирской «Розы Хутор».
Свое видение развития проекта представил управляющий компании туристического кластера «Каракольские озера» Александр Швейн. По его словам общий объем инвестиций, которые планируют привлечь до 2027 года – 14 млрд рублей. Из них около 10 млрд – это средства инвесторов, порядка 3 млрд – это обеспечение инфраструктурой со стороны федерального и, возможно, местного бюджета.
В основе инвесторы намерены ориентироваться на пример сочинской «Розы Хутор». Предварительный этап стартует уже в этом году, а до 2025-го необходимо сдать первую очередь горнолыжных трасс и номерного фонда. К 2027 году комплекс уже должен состоять из не менее чем 320 номеров различной звездности.
Развиваться надо
На сегодняшний день добраться до Каракольских озер можно из села Элекмонар. Строительство новой дороги уже ведется, но проезд пока закрыт. Так что туристы выбирают старое направление. По нему можно добраться до пятого озера, где расположена туристическая база.
«Порой туристы берут однодневные экскурсии, когда несколько часов длится подъем, а затем дается время на прогулки по озерам, но такой формат не самый комфортный, так как дорога тяжелая, кого-то укачивает, кто-то просто устает. Поэтому насладиться пейзажами и красотой Каракольских озер достаточно сложно, - говорит опытный гид по Алтаю Андрей Афонин. – Наиболее удобным является многодневный вариант или тур выходного дня, когда можно в палатке переночевать на озерах и спокойно прогуляться после подъема».
«Если дорогу к озерам действительно построят, то поток туристов совершенно точно вырастет. По словам местных, сейчас в зависимости от дня на озерах может быть от 500 туристов в сутки и более. Соответственно, если появится хорошая асфальтированная дорога, то их станет в разы больше. Однако вместе с ростом туристов, увеличится и рекреационная и антропогенная нагрузка. Из этого следует, то будет больше троп, больше вытаптывания и стихийных мест отдыха», - отмечает эксперт.
С заботой о природе
С ростом числа посетителей уникальность озер снизится, если же начнется активная стройка, то о «дикости» можно будет забыть. Здесь уже не получится посидеть в полной тишине, слиться с природой. Вместе с тем нельзя лишать людей возможности посещать уникальные места, а чтобы путешествия стали более комфортными, все же необходимо повышать уровень сервиса. При этом инвесторы все же должны сделать упор на сохранение природного памятника.
Гиды тоже должны быть грамотными и должны объяснять отдыхающим, что Алтай – это место силы, там не любят, когда гости мусорят
«Хочется, чтобы они понимали, что такое рациональное природопользование, и строго следили за этим. Хорошие примеры есть в Европе, где даже в национальных парках бизнес и туризм очень гармонично взаимодействуют с природой, - продолжает Андрей Афонин. - К примеру, с отдыхающих на входе берется определенная плата, и эти средства направляются на обеспечение безопасности и чистоты на маршрутах. Там есть беседки, кемпинговые стоянки, костровища, чтобы все было организованно, а не где попало. Гиды тоже должны быть грамотными и должны объяснять отдыхающим, что Алтай – это место силы, там не любят, когда гости мусорят».
«Но все должно быть рационально: если это катание на квадроциклах, то по четко ограниченным маршрутам, чтобы не было массового выкашивания травы, ведь из-за прохождения техники на фауну идет очень большая нагрузка, и земля быстро приходит в негодность», - говорит он.
То же самое касается и зимнего отдыха на снегоходах, правда, в этом случае уже больше речь идет о безопасности туристов, ведь это горы, и сохраняется вероятность схода лавин. Если же предусматривается строительство горнолыжных трасс, то лучше заранее провести исследование и установить, где снег будет лежать дольше – это значительно продлит зимний туристический сезон.
Сибирский «сафари»
Есть еще один существенный минус, который неизбежно будет, если Каракольские озера начнут застраивать – представителям животного мира либо придется мириться с теперь уже постоянным соседством с человеком, либо, как наиболее вероятный путь, – уходить дальше.
«Как вариант, можно совмещать приятное с полезным и организовывать для туристов что-то типа развлечения, когда они на снегоходах или квадроциклах смогут доехать до специально созданных кормушек и там покормить животных, - говорит Андрей Афонин. – Еще можно создавать, скажем так, наблюдательные пункты, откуда можно смотреть за дикими животными».