Однажды директор барнаульской классической школы предложила преподавателю ИЗО Татьяне Голубевой заниматься с первоклашками каллиграфией. И уже четвёртый год в этой школе ученики начальных классов по собственной воле и с большим желанием ходят на эти внеурочные занятия.
Татьяна Голубева рассказала АиФ-Алтай о возрождении интереса к каллиграфии и своих творческих проектах.
Каллиграфия – космос
Елена Чехова, АиФ-Алтай: Татьяна Сергеевна, сегодня возвращается интерес к перу и чернилам?
Татьяна Голубева: Да, это становится модным. Уже довольно просто можно купить перьевые ручки и различные приспособления к ним, хотя несколько лет назад это было просто невозможно. Можно купить ручку за сотню рублей, а можно – очень и очень дорогую, статустную. Кстати, банковские работники подписывают свои важные бумаги только перьевыми ручками. Для них это – правило хорошего тона.
Безусловно, писать пером – совсем не то, что шариковой ручкой. Если вернуться к истории вопроса, то после 1968 года, когда в школах решили отойти от перьевых и масштабно вводили шариковые ручки, учителя плакали. Конечно, с одной стороны, с шариковыми ручками было легче обращаться, и пачкались они меньше. Но почерк учеников становился хуже и хуже. Спрашивается: зачем писать, если письмо не читабельно? Бывает, что ребёнок и сам не может прочитать то, что написал.
– Каллиграфия сегодня – баловство или имеет практические плюсы?
– Каллиграфия – это космос. Это очень широкое понятие. Например, есть такое направление, как леттеринг. Это умение красиво сделать какую-то надпись. Такие мы видим у входа в кофейни и кафе на грифельной доске мелом. Это модно и на этом реально можно заработать деньги. Ещё один момент – писать тонким пером вензель, завитушки красивые. Так можно, например, свадебные открытки подписывать.
Я же практикуюсь на гусином пере. Конечно, писать можно и соколиным, и индюшачьим пером. Но гуси всегда были более доступным, как теперь говорят, бюджетным вариантом. К тому же гусиное перо позволяет писать как тонко, так и широко, оно очень пластичное, в нём много возможностей заложено. Столько столетий люди писали гусиным пером! И столько шедевров им было создано! Хотя даже у гениев были свои представления о том, какое перо годится, а какое – нет. Пушкин, например, предпочитал писать пером из левого крыла гуся.
– Интерес к такому письму есть?
– Я провожу мастер-классы в библиотеках и в музеях. Люди тянутся к этому. Они видят перо и сразу же бросаются что-то написать. Может, в сегодняшней суете, когда все бегут, торопятся, такое занятие успокаивает, ведь пером-то быстро не попишешь.
В Китае искусство рисунка всегда ценилось меньше, чем каллиграфия. До сих пор менеджеры высшего звена в обязательном порядке занимаются каллиграфией по часу в день. Не в спешке, а сосредоточенно, вдумчиво. Сегодня каллиграфию относят уже к арт-терапии.
Жаль, что в наших школах урезают часы на то, чтобы дети учились выписывать палочки, крючочки, овальчики. Нет времени на это! А это важно. Важно в начальных классах научить правильной постановке руки. Важно научить правильно сидеть, держать осанку. Потому что напряжение от того, что мы неправильно сидим, влияет и на позвоночный столб, и на зрение, и на желудок. А сейчас многие детки в начальной школе буквально «носиком» пишут…Вообще считается, что когда у человека чёткий почерк, у него всё в порядке с дисциплиной, с самоорганизованностью.
Сейчас я буду проводить учёбу по каллиграфии для библиотекарей, чтобы затем они могли учить детей правильно и красиво писать. Так что такая внеурочная деятельность будет проводиться на базе библиотек.
Как увидеть легенду?
– Как и для чего вы придумали проект «Легенды, истории и сказки города Барнаула Алтайского края».
– В 2014 году я участвовала в конкурсе-форуме АТР. Там на площадке «Дизайн и ремёсла» познакомилась с очень творческим человеком – Светланой Захаровой из Омска. Она представляла проект «Сказки мира». Обменялись контактами, завязалось сотрудничество.
Через какое-то время к нам в Барнаул в рамках этого проекта приехала выставка детских рисунков из Марокко. Было очень интересно: бумага, краски – всё отличалось от того, что у нас.
А я подумала: почему бы нашим детям не рисовать, а также описывать историю своего города и своего края? С этого и начался наш проект. Причём, ребята не просто пересказывают существующие легенды и истории. Они могут на основе конкретного исторического факта или какого-то современного события, даже какого-то наблюдения создать свою легенду. Например, про гномика, который живёт у фонтана на площади возле Нулевого километра. У него есть разноцветные камушки, которые делают радугу. Казалось бы, сказка. Но присмотритесь: когда фонтан работает, и солнышко светит, то его лучи преломляются в капельках воды, и появляется радуга.
Дети замечают такие вещи, которые нам, взрослым, в суете и в беготне не видны. В Японии в школах есть предмет «Любование природой». Хорошо бы и у нас преподаватели как можно чаще выводили учеников на природу. Например, сейчас самое время любоваться приметами осени.
Ещё одна идея проекта заключается в следующем. Зачем отправляться в дальние дали за необычными впечатлениями, когда здесь у нас, на Алтае, такое разнообразие уникального, настоящий кладезь природных и рукотворных сокровищ?! Мы ведь многого не знаем о своем крае. Например, почти все знают про озеро Ая, но мало кто знает, что есть ещё и озеро Айчонок. И находится оно совсем недалеко от первого, всем известного. Не доезжая села Алтайского. Там хорошо купаться, и там есть красивый водопад.
А пробовали ли вы когда-нибудь солёное мороженое? Так это явление одна участница нашего проекта назвала. На степных солёных озёрах растёт камыш. На него оседает выпарившаяся из воды соль. На вид – эскимо наизнанку. Только пробовать такое «мороженое» нужно очень осторожно – легко осыпается.
Шанс войти в историю
– Говорят, этот проект «продвигает» в соцсетях сказочный персонаж – кот Порфир Легендович?
– Его придумала семиклассница Вика Голубева. У нее действительно есть своя группа в соцсетях, и она старается пропагандировать наш конкурс. К нам уже присоединились ребята из Казани и Ижевска. Кстати, в Казани есть схожий персонаж – Кот казанский. Этим летом наш Порфир ездил к нему к гости. Конечно, вместе с Викой, которая рассказывала своим сверстникам о барнаульских достопримечательностях. В частности, о сереброплавильном заводе, с которого началась история краевой столицы. Кстати, 22 сентября у нас начался новый конкурс «Легенды, истории, сказки сереброплавильного завода и Алтайского горного округа». Почему мы сделали акцент на сереброплавильном заводе? Потому что какие-то дети о нём знают, а какие-то не знают. И даже некоторые взрослые – их родители – не знают, где находится этот завод. Он же сейчас закрытая территория. Туда нет входа. Проект будет действовать по 22 марта следующего года. Тема серьёзная. Ребятам предстоит покопаться в исторической литературе, подумать, порасспрашивать дедушек и бабушек, которые, возможно, помнят, старую «Спичку». Ведь история проходит сквозь нас.
– Этот проект – чистое добровольчество или у него есть какая-то материальная поддержка?
– Конкурс бесплатный. Дипломы участникам (а диплом получает каждый участник!) помогает печатать барнаульская классическая школа. Вёрстка, дизайн – на наших плечах. Вручаем призы за лучшие работы. Их нам предоставляют наши хорошие друзья и единомышленники. Например, музей «Мир камня». Всё чаще задумываемся о необходимости побороться за какой-нибудь грант в сфере образования. Хотя всякий грант рассчитан только на определённый срок, а наш проект движется, развивается, продолжается из года в год. Надеемся, что он будет интересен и завтрашним школьникам. Ведь это хорошая возможность не только изучать историю своей родины, но и самому войти в историю.
Татьяна Голубева.
Учитель изобразительного искусства ЧОУ «Барнаульская классическая школа». Имеет несколько специальностей – ландшафтный дизайнер (АлтГАКИ), специалист по специальной социальной работе (АлтГТУ), преподаватель ИЗО в школе (профессиональная переподготовка в АКИПКРО). Кроме того, профессионально изучала фотографию, каллиграфию. Участник и лауреат форумов АТР и «Ритм» (Омск).