В барнаульской галерее «Турина гора» открылась выставка Елены Волковой и Инны Зуевой «Геометрия тишины или прописи для созерцания». В выставочном зале время как будто замедляется и начинает капать хрустальными каплями. Пространство пронизано особой философией созерцания, погружения в тишину. Как достичь спокойствия в бешеном ритме нашей жизни, как не потерять себя и обрести гармонию – корреспонденту АиФ-Алтай рассказала художница Елена Волкова.
За рамками
Арина Колокольцева, АиФ-Алтай: Елена, когда я вас увидела впервые, вы принципиально не пользовались мобильником. Сложно представить, что у вас до сих пор нет даже обычного, кнопочного…
Елена Волкова: Так и есть. Отказываясь от мобильного телефона, я все более убеждаюсь в своей правоте. Это очень большое искушение и нужно иметь силу воли, чтобы, как я это для себя называю, «не путать срочное с важным». Все эти вещи - мобильники, соцсети, заставляют человека это перепутывать. Давление скоростное, конечно, сильно. А так как я человек не скоростной и нехороша в динамике, мне нужно старинное житье.
- Однажды вы сказали: «Каждый человек может сделать свою геометрию пространства и времени». Как?
- Тот же побег из виртуального пространства позволяет лучше свои границы охранять. Наши границы сейчас помяты и вторжение всё-таки наносит травмы. Я понимаю, что как живу я - это большая роскошь. Я вижу, как я освобождаю и как бы раздвигаю пространство, приводя в порядок геометрию.
- Именно поэтому ваша выставка так и называется - «Геометрия тишины»?
- Полное её название «Геометрия тишины или прописи для созерцания». Мы её сделали в соавторстве с художницей Инной Зуевой. Идея такова: фрагменты паузы, тишины, как в партитуре нашей жизни, воспринимают как нечто соединяющее, как клей. На самом деле это полноценная часть жизни - течение, которое мы имеем бессовестность называть серыми буднями. На деле - это просто живая ткань жизни, как в музыкальной партитуре молчание, интонация. То же самое в синтаксисе. Знаки препинания - это интонирование пространства.
- Музыка пустоты?
- Да. Речь идёт о пространстве, которое у нас называется пустота или не заполненность, а на востоке – «заполненность ничем». Восток с огромным уважением относится к этой пустоте, к этому клею, соединяющему яркие события.
Медитация тишины в нашей культуре тянет шлейф не созидательности. Это не так. Мы не можем говорить, что вдох более добродетелен, чем выдох, они не могут существовать отдельно.Мы состоим из вздоха и выдоха, из прилива и отлива. Нам кажется иногда, что высшая добродетель - «делать, делать, делать», «вдыхать, вдыхать, вдыхать», но это неправильно.
- На вашей выставке, говорят, можно медитировать, как это сделать лучше?
- Во всех древних трактатах, которые учат медитации, один из способов – созерцание. Медитация на икебану Инны, к примеру, заключается в том, чтобы фокусировать взгляд не на веточках, а на пространстве между веточками, на то, что окутывает их. Существует высказывание, что если ты смотришь на ноль, ты и видишь ноль, но если смотришь внутрь него, ты видишь безмерную бесконечность. Это не плоскостная геометрия, а геометрия Лобачевского.
У Инны есть красивая композиция - цветок космея. Один из последних осенних цветов. Само название этимологически восходит к космосу. Японцы буквально носятся с этим цветком, любят изображать, называют его даже осенней сакурой. И глядя на неё, можно почувствовать и космос, и осень, и ощутить, что этот мир не длиннее ресниц.
Ощущение равновесия
- Вы совсем не говорите про свои потрясающие работы. Одна из них посвящена чайной церемонии. У себя дома вы их устраиваете?
- Это отдельная тема. Я знаю много чайных церемоний. В них есть дух и буква. Как и во многом притягательном, буква очень часто перевешивает, и тогда подлинное мельчает и к нему пристаёт ярлык аттракциона. В Японии я однажды видела, как мастер чайной церемонии нарушил букву. Вернул действие назад и трижды повторил жест, которым я была потрясена. С точки зрения течения церемонии, казалось бы, грубо и неправильно. Но, нарушив букву, мастер сохранил дух. И когда мы просто ставим чашки на стол и от души наливаем чай - в этом и есть магия человеческого соединения.
- Чему вы ещё научились, пока стажировались в Японии?
- Думаю, что, прежде всего, женственности. Я в своё время обучалась мужской профессии в архитектуре, мне всегда казалось, что во мне энергии недостаёт, и я её в себе выращивала и культивировала. Когда же я увидела воочию (не просто глазами, а через кончики пальцев) подлиннейшие вещи каллиграфов, побывала во многих мастерских, то укрепилась в мысли, которую несёт в себе каллиграфия. Если твоя кисть утончена, виртуозна, стремись к силе энергии, а если она энергична и мощна — стремись к утончённости. Я почувствовала, что нужно сначала вырастить в себе утончённость, чтобы стремиться к энергии. И всё больше вижу, что вся красота в мире балансирует на этих коромыслах: силе, мощи, энергии и утончённости.
- А вы всегда такая плавная и утончённая, неужели не бывает моментов, когда вы выходите из себя?
- Самая короткая дорога к моему гневу — это неуважение к инструменту. Я убеждена, что к нему нужно испытывать благоговение. Когда я преподавала в лицее «Сузуки», я всегда говорила детям: «Смотрим на пёрышко и держим его бережно, как птицу. Если слабо держать — слушаться не будет, улетит, если слишком крепко возьмёшь — задохнётся». Мы так приучены, что начинаем себя контролировать с детских лет. Некоторые дети стискивают ручки так, что белеют костяшки пальцев. Лишь потом потихоньку приходит это ощущение равновесия, которое так важно в жизни.
- В наших буднях так много сумасшедшего ритма, хаоса… Иногда самое важное упускаешь…
- Я веду дневник, мне это помогает. Записываю сиюминутные события, которые важно запомнить. Потом из этого хаоса, может, что-то и вылупится. Было время, когда я и своих домашних попросила каждый день вести эмоциональный дневник: оставлять ощущения дня в трёхстишиях — хайку. Если ты больше внимания на мимолётности направил, они приобретают силу. Муж и дочь сначала писали хайку, чтобы от меня отвязаться, а потом втянулись, им понравилось. Это очень полезный опыт. Из разрядка тех, что объединяют семью.
- Скажите, Елена, как правильно строить геометрию своей души?
- Как говорят японцы: «пространство в вашей композиции должно быть такое, чтобы между линиями могли пролетать бабочки». Мы не должны жить душно, не должны только «вдыхать, вдыхать». Нужно давать себе просветы, где могли бы летать бабочки.