Примерное время чтения: 8 минут
758

«Геометрия тишины». Почему художница из Барнаула отказалась от мобильника

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Алтай 30/10/2019
Художница Елена Волкова.
Художница Елена Волкова. / Екатерина Москвитина / личный архив

В барнаульской галерее «Турина гора» открылась выставка Елены Волковой и Инны Зуевой «Геометрия тишины или прописи для созерцания». В выставочном зале время как будто замедляется и начинает капать хрустальными каплями. Пространство пронизано особой философией созерцания, погружения в тишину. Как достичь спокойствия в бешеном ритме нашей жизни, как не потерять себя и обрести гармонию – корреспонденту АиФ-Алтай рассказала художница Елена Волкова.

За рамками

Арина Колокольцева, АиФ-Алтай: Елена, когда я вас увидела впервые, вы принципиально не пользовались мобильником. Сложно представить, что у вас до сих пор нет даже обычного, кнопочного…

Елена Волкова: Так и есть.  Отказываясь от мобильного телефона, я все более убеждаюсь в своей правоте. Это очень большое искушение и нужно иметь силу воли, чтобы, как я это для себя называю, «не путать срочное с важным». Все эти вещи - мобильники, соцсети, заставляют человека это перепутывать. Давление скоростное, конечно, сильно. А так как я человек не скоростной и нехороша в динамике, мне нужно старинное житье.

- Однажды вы сказали: «Каждый человек может сделать свою геометрию пространства и времени». Как?

- Тот же побег из виртуального пространства позволяет лучше свои границы охранять. Наши границы сейчас помяты и вторжение всё-таки наносит травмы. Я понимаю, что как живу я - это большая роскошь. Я вижу, как я освобождаю и как бы раздвигаю пространство, приводя в порядок геометрию.

Карина Елены Волковой на шелке
Картина Елены Волковой на шелке. Фото: личный архив/ Екатерина Москвитина

- Именно поэтому ваша выставка так и называется - «Геометрия тишины»?

- Полное её название «Геометрия тишины или прописи для созерцания». Мы её сделали в соавторстве с художницей Инной Зуевой. Идея такова: фрагменты паузы, тишины, как в партитуре нашей жизни, воспринимают как нечто соединяющее, как клей.  На самом деле это полноценная часть жизни - течение, которое мы имеем бессовестность называть серыми буднями. На деле - это просто живая ткань жизни, как в музыкальной партитуре молчание, интонация. То же самое в синтаксисе. Знаки препинания - это интонирование пространства.

- Музыка пустоты?

- Да. Речь идёт о пространстве, которое у нас называется пустота или не заполненность, а на востоке – «заполненность ничем». Восток с огромным уважением относится к этой пустоте, к этому клею, соединяющему яркие события. 

Мы состоим из вздоха и выдоха, из прилива и отлива. Нам кажется иногда, что высшая добродетель - «делать, делать, делать», «вдыхать, вдыхать, вдыхать», но это неправильно.
Медитация тишины в нашей культуре тянет шлейф не созидательности. Это не так. Мы не можем говорить, что вдох более добродетелен, чем выдох, они не могут существовать отдельно.

- На вашей выставке, говорят, можно медитировать, как это сделать лучше?

- Во всех древних трактатах, которые учат медитации, один из способов – созерцание. Медитация на икебану Инны, к примеру, заключается в том, чтобы фокусировать взгляд не на веточках, а на пространстве между веточками, на то, что окутывает их. Существует высказывание, что если ты смотришь на ноль, ты и видишь ноль, но если смотришь внутрь него, ты видишь безмерную бесконечность. Это не плоскостная геометрия, а геометрия Лобачевского.

У Инны есть красивая композиция - цветок космея. Один из последних осенних цветов. Само название этимологически восходит к космосу. Японцы буквально носятся с этим цветком, любят изображать, называют его даже осенней сакурой. И глядя на неё, можно почувствовать и космос, и осень, и ощутить, что этот мир не длиннее ресниц.

Ощущение равновесия

- Вы совсем не говорите про свои потрясающие работы. Одна из них посвящена чайной церемонии. У себя дома вы их устраиваете?

- Это отдельная тема. Я знаю много чайных церемоний. В них есть дух и буква. Как и во многом притягательном, буква очень часто перевешивает, и тогда подлинное мельчает и к нему пристаёт ярлык аттракциона. В Японии я однажды видела, как мастер чайной церемонии нарушил букву. Вернул действие назад и трижды повторил жест, которым я была потрясена. С точки зрения течения церемонии, казалось бы, грубо и неправильно. Но, нарушив букву, мастер сохранил дух. И когда мы просто ставим чашки на стол и от души наливаем чай - в этом и есть магия человеческого соединения.

- Чему вы ещё научились, пока стажировались в Японии?

- Думаю, что, прежде всего, женственности. Я  в своё время обучалась мужской профессии в архитектуре, мне всегда казалось, что во мне энергии недостаёт, и я её в себе выращивала и культивировала. Когда же я увидела воочию (не просто глазами, а через кончики пальцев) подлиннейшие вещи каллиграфов, побывала во многих мастерских, то укрепилась в мысли, которую несёт в себе каллиграфия. Если твоя кисть утончена, виртуозна, стремись к силе энергии, а если она энергична и мощна — стремись к утончённости. Я почувствовала, что нужно сначала вырастить в себе утончённость, чтобы стремиться к энергии. И всё больше вижу, что вся красота в мире балансирует на этих коромыслах: силе, мощи, энергии и утончённости.

- А вы всегда такая плавная и утончённая, неужели не бывает моментов, когда вы выходите из себя?

- Самая короткая дорога к моему гневу — это неуважение к инструменту. Я убеждена, что к нему нужно испытывать благоговение. Когда я преподавала в лицее «Сузуки», я всегда говорила детям: «Смотрим на пёрышко и держим его бережно, как птицу. Если слабо  держать — слушаться не будет, улетит, если слишком крепко возьмёшь — задохнётся». Мы так приучены, что начинаем себя контролировать с детских лет. Некоторые дети стискивают ручки так, что белеют костяшки пальцев. Лишь потом потихоньку приходит это ощущение равновесия, которое так важно в жизни.

- В наших буднях так много сумасшедшего ритма, хаоса… Иногда самое важное упускаешь…

- Я веду дневник, мне это помогает. Записываю сиюминутные события, которые важно запомнить. Потом из этого хаоса, может, что-то и вылупится. Было время, когда я и своих домашних попросила каждый день  вести эмоциональный дневник: оставлять ощущения дня в трёхстишиях — хайку. Если ты больше внимания на мимолётности направил, они приобретают силу. Муж и дочь сначала писали хайку, чтобы от меня отвязаться, а потом втянулись, им понравилось. Это очень полезный опыт. Из разрядка тех, что объединяют семью.

- Скажите, Елена, как правильно строить геометрию своей души?

- Как говорят японцы: «пространство в вашей композиции должно быть такое, чтобы между линиями могли пролетать бабочки». Мы не должны жить душно, не должны  только «вдыхать, вдыхать». Нужно давать себе просветы, где могли бы летать бабочки.

Досье
Досье Елена Волкова родилась в Великом Новгороде в 1961 году, закончила Новосибирский инженерно-строительный институт (СИБСТРИН), затем аспирантуру на кафедре градостроительства в Ленинградском Инженерно-строительном институте. В 1983-1987 годах работала на кафедре архитектуры в Алтайском государственном техническом университете, затем несколько лет преподавала художественную графику в лицее «Сузуки». Участник многочисленных выставок.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах