Примерное время чтения: 8 минут
898

Потеря стимула. На Алтае учителя и воспитатели стали зарабатывать меньше

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. "АиФ-Алтай" 23/03/2016
Виктор Крутов / АиФ

Через неделю Алексей скажет «до свидания» школе, в которой отработал около трёх лет. Говорить «прощай» не хочется: работать с детьми интересно, предмет свой любит. Если опять настанут «стабильные годы» с внятным финансированием, он не прочь вернуться к преподаванию. А на 9600 рублей (в т. ч. 600 рублей за «надомников»), которые он получил в крайний раз, 27-летнему мужчине жить как-то… некомфортно. Хотя на примерно 13 тысяч, которые он за 28 часов и кружковую работу зарабатывал в прошлом году, тоже было не очень…

И вот какая штука…

Тревожные для отрасли образования сигналы с начала года массово стали поступать из разных уголков края. Преподаватели и воспитатели, хотя и знали, что в казне края на 2016 г. на оплату труда работников бюджетной сферы заложено всего 95% от предыдущего года, но такой «отрицательной динамики» в личных «платёжках» вряд ли ожидали. (Краевые власти объяснили уменьшение «зарплатного фонда» значительным снижением федерального финансирования, – прим. ред.). Анкетный опрос педагогов, проведённый в феврале краевым профсоюзом образования (информация поступила от 56 местных организаций из 76), показал, что снижение зарплаты наблюдается в общеобразовательных организациях 49 муниципалитетов. Об уменьшении заработка в дошкольных учреждениях сообщили 42 территории, в учреждениях допобразования – 11. Всего выходит, что в той или иной мере в деньгах потеряли 11596 школьных учителей и 6533 педагога-»дошкольника». Хотя это не статданные, а, скажем так, «показания» работников образования, но они-то и «делают погоду» в педагогическом сообществе.

Если кто не знает, то зарплата в бюджетных областях (образование, здравоохранение, культура) складывается из базовой (гарантированной) части и стимулирующей (за результативность работы). Последняя попала под секвестр в первую очередь (или в основном?). И тут ещё есть вот какая штука. По словам Юрия АБДУЛЛАЕВА, председателя краевой организации Общероссийского профсоюза образования, сопредседателя регионального отделения Общероссийского Народного фронта, в настоящее время около двух десятков тысяч бюджетных работников получают минимальный размер оплаты труда (сегодня это 6204 рубля). В начале года МРОТ обязательно индексируется, но средства на это отдельной строкой в бюджете не выделяются: их приходится брать из общего фонда оплаты труда! А необходимость увеличения зарплаты обслуживающему персоналу из этого источника логично ведёт к снижению фонда стимулирования. Такой порядок сущест- вует уже третий год, но нынче он тех, от кого «отрезают», раздражает как никогда (хотя теоретически все понимают, что няням в детсадах; поварам, кормящим детей; техничкам, не раз на дню моющим школьные этажи, нужно платить больше, чем чуть-чуть, – прим. ред.)

«Сокращать больше нечего!»

По словам Тамары ЛЕСОВЫХ, председателя Барнаульской организации профсоюза образования, объём ассигнований для общеобразовательных школ города на 2016 г. уменьшен на 100 млн рублей – при том, что число учащихся с начала нового учебного года (т. е. 1 сентября) увеличилось на 3 тысячи (а допсредства на них пришли только в декабре, и то не в полном объёме! – прим. ред.). Поэтому «доля стимулирующей части, которая ранее достигала трети в зарплате, стремится к нулю, а в некоторых учреждениях полностью отсутствует, т. к. утверждённого объёма ассигнований хватает только на выплату базовой части оплаты труда».

Средняя зарплата в общеобразовательных организациях Барнаула в январе с. г. составила 17725 руб. против 21361 руб. в начале прошлого года. Наибольшее снижение зарплаты произошло у тех педагогов, у которых стимулирующие выплаты составляли большую часть – это те, кто работает результативнее и качественнее, их ученики побеждают в олимпиадах, и они сами участвуют в различных конкурсах. По мнению Лесовых, разделяемому её коллегами, это противоречит самой сути системы оплаты труда, введённой в крае в 2009 г. в рамках комплексного проекта модернизации образования. А как удержать молодых педагогов (не наработавших ещё на «стимул») и завлечь в школы «свежих» выпускников вузов – вообще «вопрос вопросов».

По данным Татьяны ОСАДЧЕНКО, предпрофкома работников образования Каменского района, по сравнению с 2015 годом и для района, и для города субвенции уменьшены на 4 млн рублей, снижение зарплат подтвердило большинство педагогов. Рекомендаций вроде «оптимизировать» и «сократить неэффективные расходы» в школах больше не слышат. «Сокращать больше нечего», – грустно разводит руками Осадченко, подчёркивая, что без дополнительных средств из краевого бюджета не обойтись. С ней солидарна её коллега из Рубцовска Наталья КРЮКОВА: «У нас педагоги стопроцентно готовы подписываться под письмами куда угодно».

Считать недопустимым

Однако, согласно тому же анкетированию, учительские доходы снизились не на всех территориях и снизились в разных пропорциях (и до 1 тысячи руб., и от 3-х до 5 тысяч, и более). К примеру, по словам Александра ЗАГАЙНОВА, директора школы №126 г. Барнаула, эксперта регионального отделения ОНФ, в краевом центре «проверку на прочность и профессионализм» прошли 24 общеобразовательных организации (т. е. в них ситуация как минимум не хуже прошлого года, – прим. ред.). Один из главных «якорей» в этом смысле – правильная «комплектность»:

– Миллион раз было говорено, что эффективной будет та городская школа, численность которой 700 учеников. Это «альфа и омега» для того, чтобы успешно функционировать, иметь нормальное обеспечение. Нужно было этим заниматься, но многим коллегам в относительно спокойное время это казалось излишним, контингент в 400-500 учеников устраивал. Сейчас же оказалось, что невыполненные рекомендации играют отрицательную роль…

И, по мнению Загайнова, в сложившейся ситуации особая роль – у директоров и администрации учреждений: «профессиональный и человеческий фактор имеют большое значение». Как минимум – если начинать сокращение зарплаты (или возложение допобязанностей за те же деньги), то с руководства (а то есть примеры, когда педагоги теряют, и не мало, а директора остаются «при своих», – прим. ред.). Председатель ассоциации «Лучшие школы Алтая» предлагает «с особой тщательностью» посмотреть на положительный опыт, чтобы «распространить его на большее число учреждений».

Опыт опытом, но Президиум краевого профсоюза работников образования предлагает «считать недопустимой и социально опасной ситуацию» снижения зарплаты бюджетникам в регионе, где она и так одна из самых низких в РФ. Главной задачей профсоюзов, администраций учебных заведений и органов власти должен стать «объективный, без замалчивания и приписок» анализ ситуации и «совместная заинтересованная работа по её разрешению».

Комментарий

Ольга БУТЕНКО, заместитель начальника Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края:

– Указ Президента РФ о повышении заработной платы отдельным категориям работников во все годы выполнялся в полном объёме, также мы сработали в 2015 году, несмотря на сложные условия. О том, что в краевой бюджет 2016 г. на оплату труда педагогических работников заложено 95% от уровня предыдущего года, мы говорили на окружных конференциях в октябре-ноябре прошлого года. Объём средств на оплату труда работников сохранён в объёме более 8 млрд рублей. Мы понимаем, что нам необходимы объёмы целевого назначения из федерального бюджета, но сегодня их нет.

По оперативной информации, средняя зарплата педагогических работников в общеобразовательных учреждениях за январь с. г. составила 17400 рублей, это уровень января прошлого года. Почти в 20 муниципалитетах она даже выше: это территории, которые целенаправленно с 2009 г. проводили мероприятия по снижению неэффективных расходов и не допускают снижения инновационного фонда.

Мониторинг управления показывает, что базовая часть оплаты труда сохранена, наблюдается уменьшение стимулирующей части. Уменьшение базовой части возможно только в том случае, если с 1 января с. г. в образовательном учреждении был осуществлён переход на 5-дневный режим работы. В других случаях это, безусловно, ответственность руководителя учреждения, органов управления образования муниципалитета и профсоюзов в том числе. Вопросы зарплаты и распределения фонда оплаты труда не могут пройти мимо согласования с профсоюзной организацией.

Вместе с тем в новых экономических условиях мероприятия по оптимизации сети общеобразовательных учреждений, мероприятия по повышению эффективности деятельности образовательных организаций являются одними из резервов повышения заработной платы.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах