После инаугурации в 2012 году Владимир Путин подписал 11 указов, содержащих более двухсот поручений правительству страны. Но, пожалуй, самый известный из них – указ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», предусматривающий заметное увеличение реальной заработной платы и средней зарплаты в основных бюджетных отраслях.
Какая, говорите, зарплата?
По итогам 2012 года среднемесячная зарплата в регионе составила чуть более 16 тысяч рублей, по итогам прошлого – 21185 рублей. О 40-50% прироста заработка к 2018 году, как то предписано «сверху», явно говорить не приходится. Хотя динамика роста номинальных денежных доходов у нас налицо, всё равно средняя зарплата в крае – самая низкая в Сибирском федеральном округе и почти самая низкая в целом по стране (см. «АиФ-Алтай», № 17, «Почему цифры выше, а обед жиже? ).
Что же до зарплаты «ряда категорий работников», то по майским указам контролируется 10 профессиональных групп. Выступая в январе перед депутатами АКЗС с отчётом за прошлый год, губернатор края Александр КАРЛИН сказал: «Мы выполнили обязательства перед специалистами пяти групп, а перед специалистами других пяти групп недовыполнили, но в объёмах меньше 5%, что Президент считает допустимым в силу особых экономи- ческих обстоятельств».
Придётся всё-таки сказать: есть ощущение, что самые недополучившие в этом смысле – как раз работники культуры, чья средняя зарплата в 2016 году составила 12997 рублей. При этом, о чём не раз говорила Лариса ЗОРИНА, председатель краевой организации профсоюза работников культуры, общий показатель достигается за счёт федеральных и краевых учреждений, а в муниципалитетах многие квалифицированные работники получают зарплату на уровне МРОТ. Им очень сложно понять, как их заработок (или работа?) соотносится с майскими указами… А их более успешным коллегам (ну тем, что получают примерно 13 тысяч) сложно представить, каким образом в ближайшее время их зарплата вырастет до среднекраевой – отставание всё-таки существенное. Школьным учителям с их среднестатистическими 19078 рублями до соответствия «дорожной карте» гораздо ближе.
А вот в региональном здравоохранении всё идёт по плану. В начале апреля Марина БОГАТЫРЁВА, директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования, на встрече с Натальей Стадченко, председателем ФОМС, сообщила, что в 2016 году соотношения средней заработной платы, установленные «дорожной картой» региона, выполнены по всем категориям медработников. И за первый квартал с. г. уже достигнуты годовые целевые показатели соотношений средней зарплаты врачей и среднего медперсонала. Похоже, «ответственные лица» в крае уверены, что в будущем году, как и предписано, заработок дипломированных медиков вдвое превысит средний общекраевой. А то, что многим врачам зарплата в 37594 рублей (средняя в 2016 г.) только снится(между полутора-двумя ставками и дополнительными дежурствами, –ред.), это совсем другая история… Но не случайно, видимо, на первомайском митинге Владимир БАБУШКИН, председатель Крайсофпрофа , призывал обеспечить безусловное выполнение майских указов «не допуская искусственного занижения целевых показателей …и махинаций с методикой подсчётов средней заработной платы» (см. «АиФ-Алтай», № 19, «Даёшь повышение зарплаты!» ).
Сколько живём?
Ещё к слову о здравоохранении – в связи с президентским указом №598 о совершенствовании государственной политики в этой сфере, которым в первую очередь предусмотрено снижение смертности по целому ряду причин. В конце марта на коллегии регионального Минздрава его руководитель Ирина ДОЛГОВА отметила, что с 2012 года общая смертность в крае сократилась более чем на 4% и, в частности, младенческая сократилась с 11,2 промилле (это такая единица измерения, – ред .) до 7,2 на 1000 родившихся. Конкретно по итогам прошедшего года – это уже сообщала губернаторская пресс-служба – зафиксировано снижение смертности от транспортных несчастных случаев (на 14,6%), болезней органов дыхания (11,3%), новообразований (3%), от туберкулёза (2,2%). Но всё-таки вероятность «обеспечить к 2018 году снижение смертности от новообразований (в т. ч. от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тысяч населения» в крае не слишком велика. Ещё меньше – к тому же времени добиться снижения смертности от туберкулёза до 11,8 случая на 100 тысяч населения.
В числе майских указов есть ещё один, касающийся «жизни и смерти» – №606 «О мерах реализации демографической политики». В том смысле, что в нём заданы коэффициент рождаемости и продолжительность жизни. Первый у нас за последние годы вырос, и, как отметил губернатор во время упомянутого отчёта, «превышает индикатив, который определён для нашего региона» (правда, в I квартале с. г., детишек родилось меньше, чем в то же время в прошлом году, но это ещё не повод говорить о тенденции, – ред.). Продолжительность жизни у нас вроде бы тоже растёт, но между краевым показателем 2016 года (70,74) и 74 годами, «предписанными» президентом к 2018 году, есть заметная разница.
Если у кого-то из читателей есть волшебная палочка или приручённая сказочная щука, по велению которых исправляются застарелые проблемы, советуем им обратиться в правительство края.
В чём проблема?
На самом деле майские указы, поручения по которым «расписаны» по субъектам РФ, – огромный груз на плечах любой региональной администрации (как бы она ни называлась, – ред .). Некоторые федеральные эксперты считают, что «функция невыполнима» в принципе, в том числе потому, что средства на выполнение этих глобальных задач в регионы спускаются, скажем так, фрагментарно. Но и «человеческий фактор» нельзя исключать. Мы, к примеру, всей редакционной памятью (к слову о коэффициенте рождаемости) не смогли вспомнить семью, которая бы родила третьего ребёнка исключительно потому, что из регионального бюджета таковым обещано 50 тысяч рублей и бесплатный земельный участок (очередь на которые практически недвижима, – ред.). Зато нам известны семьи, чьи дети в возрасте от 3-х до семи лет не обеспечены местами в муниципальных детских садах, при том, что край ещё год назад (или даже больше) отчитался о выполнении этого поручения по указу №599 «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки».
На наш взгляд, проблема в том, что исполнение майских указов, направленных на улучшение жизни россиян, превратилось на местах в стремление «соответствовать», а то и вовсе в «подмену понятий». К примеру, любой, кто зайдёт на офсайт краевой администрации (пардон, правительства!), увидит ссылку «Исполнение поручений Президента РФ». По клику в первую очередь ему предлагается прочесть про работу по военно-патриотическому воспитанию и о формировании здорового образа жизни. Темы, безусловно, важные, но более-менее внятный обзор о реализации указов президента обновлялся 26 января 2015 года! И дальше иди-гадай, что стало с планами создания и модернизации тысяч высокопроизводительных рабочих мест или создания арендного жилья, что тоже есть поручения по майским указам.