Не секрет, что кризис особенно больно ударил по рынку труда. Компании сокращали сотрудников, уменьшали заработную плату, временно приостанавливали работу. К сожалению, государство не смогло выработать эффективные механизмы по содействию занятости населения. Вместе с тем Алексей Захаров, президент рекрутингового портала SuperJob.ru полагает, что ситуацию нельзя назвать критической. Об актуальных вопросах, связанных с рынком труда, он рассказал в ходе недавней Интернет-конференции на сайте ИК «Финам»
Об иностранной рабочей силе
- На мой взгляд, российский рынок труда должен быть полностью закрыт для неквалифицированной рабочей силы. У нас своей достаточно. Просто наши граждане не хотя работать за ту зарплату, за которую работают таджики. И жить в тех условиях, в которых живут приезжие. Но государству проще открыть рынок труда и убивать собственные кадры, чем создавать условия для нормальной внутренней миграции.
Об эффективности работы центров занятости
- Центры занятости не могут знать реальную картину рынка: ведь далеко не все компании передают им информацию. К тому же перед службами занятости не ставят задачу – решать проблемы занятости. Их роль - ставить безработных на учет и выплачивать им пособия. С этими обязанностями они и справляются. Содействие в трудоустройстве – побочная задача, для которой у служб занятости не хватает ресурсов.
Почему люди не идут на биржу труда? Они не верят в реальную помощь этой структуры. По данным нашего исследования, 66% работников, уволившихся в течение последних 12 месяцев, написали заявление с формулировкой «по собственному желанию». Из них на биржу труда пришли только 13%. «По соглашению сторон» покинули работу 18% работников. Из них на учет встали 23%. «По сокращению штатов» были уволены 16% респондентов, из которых на биржу пришли 29%. Как правило, соискатели используют другие каналы трудоустройства, например, рекрутинговые порталы.
О серых зарплатах
- Сейчас серые зарплаты практикуют значительно меньшее количество компаний, чем в 1999 году. За 10 лет экономика ушла вперед, и значительная часть зарплат была выведена из тени. При этом сотрудники крупных предприятий, как правило, всегда получают белую зарплату. Исключения могут составлять топ-менеджеры. Основная часть средних предприятий также вышла из тени. Но если зарплаты на среднем предприятии – основная часть денежного фонда, то нередко работодатель старается уменьшить реальную зарплату и не платить налоги. При этом и соискатели не против работать за серую зарплату, и их готовность увеличивается в кризис, когда люди дорожат любой работой.
С малым бизнесом ситуация иная. Поскольку для него налоговая система предлагает особые «облегченные» условия, то именно на малых предприятиях наиболее часто встречаются зарплаты в конвертах, так как малому бизнесу приходится выживать на рынке. Те компании, которым удается перейти в средний, начинают, как правило, начинают работать в белую.
О субсидиях на начало бизнеса
- Программа по выделению денег на открытие бизнеса методологически - самое неэффективное, что только можно себе представить. Посчитаем. По статистике, в малом бизнесе, через пару лет после старта остается один предприниматель из 100. Ну или около того. Таким образом, создание одного работающего малого предприятия обойдется государству (то есть нам, налогоплательщикам) в 6 миллионов рублей (с в этом году выделяется не 60, а 100 тыс, если не путаю). Менее эффективную инвестицию сложно себе представить. Если бы так инвестировал управляющий коммерческим инвестфондом, то давно бы пошел под суд по искам акционеров и был бы пожизненно дисквалифицирован. Если бы на те же сумму получили налоговые послабления уже работающие малые бизнесы, эффект был бы в тысячи раз больше и рабочих мест было бы создано в десятки тысяч раз больше.
О сокращениях
Думаю, что всплеска увольнений в этом году не произойдет. Нынешняя стабильная ситуация на рынке труда не позволяет делать прогнозы о массовых увольнениях. Согласно результатам мониторинга, проведенного нашим порталом в январе 2010 года, лишь 15,8% работодателей заявили о проводимых сокращениях. Причем, о массовых сокращениях говорили 1,3% респондентов, о небольших сокращениях с целью оптимизации численности штата – 14,5%. Еще не проводили, но планировали сокращения - 6,9% компаний. Из них массово – 1,1%, остальные - небольшие сокращения. Для сравнения: в ноябре 2009 года сокращения шли в 16% компаний и планировались – в 4%.