Китай может отказаться от закупок российского мёда. Причина – алтайский мёд, который хотели ввезти в страну.
Как сообщают в Россельхознадзоре, государственное управление КНР по контролю качества, инспекции и карантину выявило в экспортной российской продукции остатки веществ, запрещённых для использования в Китае – целый ряд антибиотиков.
Забракованная продукция была поставлена в Китай компанией с Алтая. Китайское санитарное ведомство предупредило, что в случае повторных нарушений может быть введён полный запрет на ввоз продукции пчеловодства из России.
Разные нормы
По мнению руководителя отдела сбыта «Медовика Алтая» Сергея Нелюбова , которое приводит информационное агентство «Банкфакс», причиной инцидента стало несоответствие российских и мировых требований к мёду. У нас контроль вредных веществ ниже, а сертифицированных лабораторий, которые могут работать с учётом требований иностранных экспортёров, мало.
Да и технические возможности алтайских лабораторий несравнимы с китайскими. Как уверяют бизнесмены, в крае минимальный выявляемый порог содержания в продукции левомицетина – 0,2 мкг на килограмм. А в Китае максимально допустимая концентрация вещества – 0,1 мкг. Нитрофураны выявляются при концентрации выше 1 мкг. А разрешённая в Китае норма в пять раз ниже.
Чем сберечь пчелу?
Антибиотики очень выручают пчеловодов. В условиях продолжительных зим пчёлы болеют часто и многим. Не лечить их – потерять. В 2015 году многие пасеки в Чарышском районе Алтайского края накрыл азиатский нозематоз – уже летом пчёлы начали погибать, хотя сразу это не было заметно, только ближе к осени можно было обнаружить почти полностью пустые ульи. По словам пчеловода из села Чайное Валерия Тягунова , в долине реки Чарыш азиатский нозематоз появился в 2014 году, за год заболевание добралось и до отдалённых сёл – пока пчеловоды сориентировались, приняли меры, много пчёл потеряли. А потеря даже 10% рабочих пчёл может привести к снижению медосбора на 40%.
Одним из методов лечения нозематоза является кормление пчёл лечебным сиропом с антибиотиком фумагиллин.
Другое дело, что качество мёда, его потребительские свойства от того, что пчёл лечат антибиотиками, меняется мало – концентрация лекарства в конечном продукте ничтожна. Но лабораторно следы лечения выявить можно. Западные пчеловоды пользуются препаратами, которые не выявляются, а наши – теми, что есть под рукой. Поэтому российские требования к мёду и иностранные сильно отличаются.
Битва за мёд
Мёд для Алтая всегда был особенной темой. В советское время были и совхозные пасеки, но в значительной степени производство мёда было частным делом. В предгорном Чарышском районе, к примеру, ульи стояли во дворе почти любого дома. Но уже тогда мёд был разным по качеству, были и те, кто в погоне за длинным рублём его подделывал.
В новейшее время тяга к заработку на пчёлах только усилилась. Мёд с Алтая стал так же популярен в европейской части России, как и башкирский мёд. Краевая власть, в поисках поводов для гордости, не могла обойти мёд стороной. Качество, вкус, полезность алтайского продукта превозносились на многих официальных мероприятиях.
Но достаточно скоро выяснилось, что под видом популярного алтайского мёда по стране продаётся нечто похожее на него, но не имеющее к Алтаю никакого отношения. Возможным решением виделось выявление уникальных свойств именно алтайского мёда и регистрация товарного знака. Власть поддержала создание бренда «Алтайский мёд», но споры о том, как определить, что данный мёд именно алтайский, продолжаются до сих пор. По одной версии, достаточно спектрального анализа продукта, по другой – происхождение алтайского мёда можно определить только по его пыльцевому и биохимическому составу. Чтобы законно использовать торговую марку «Алтайский мёд», сейчас нужно вступить в кооператив, который им владеет, либо подать пакет документов в Роспатент и заплатить госпошлину за подтверждение места происхождения товара.
Споры о том, кто может использовать товарный знак и какой именно мёд можно считать алтайским, продолжаются. Пасечников в крае много, и каждый по своему решает вопрос рентабельности и своей репутации. В итоге даже настоящий по происхождению алтайский мёд оказывается очень разного качества.
В ситуации с претензиями китайской стороны к алтайскому мёду выходов несколько. Можно добиваться соответствия продукта требованиям, а можно просто забыть про официальный импорт. В конце концов, можно перепродавать мёд казахстанцам, у которых сотрудничество с Китаем выстроено на другом уровне.
Мнение эксперта
Председатель краевого кооператива «Алтай – медовый край» Юрий Богуславский:
– «Алтайский мёд» никто не должен выпускать кроме членов кооператива «Алтай – медовый край», потому что есть бренд «Алтайский мёд», и он зарегистрирован. Но есть много фирм, которые, используя название «алтайский мёд», пытаются взять любые меда без проверок и отправить их в Китай. Почему сами китайцы пропускают такие меда? Мы своим советуем продавать мёд китайцам здесь – пусть они сами проверяют логистику, ветеринарию. Это исключает многие риски.
Проблема с антибиотиками существует, она не надуманная. У пчёл столько болезней, что если не лечить – они гибнут. Но влияет человеческий фактор. В принципе, если лечить антибиотиками по правилам – осенью пролечил, а за зиму произошёл распад лекарства – всё будет нормально. Но люди гонятся за прибылью. И выкачивают мёд из корпусов, где концентрация антибиотиков выше, выкачивают мёд в тару, которая не проверена и не продезинфицирована.
Так-то мёд у нас замечательный, качественный. Но нынешняя ситуация с Китаем – это репутационые потери для края и для бренда «Алтайский мёд». И сейчас нам придётся доказывать, что алтайский мёд – самый лучший мёд в мире. Хотя это мы уже не раз доказывали на различных ярмарках и выставках.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть